+7 (499) 110-76-43

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНОЕ РУКОВОДСТВО "КУЛЬТУРА И..."

Узнайте, какая культура сейчас в вашей компании, как выстраивать исходя из этого управление целями, бизнес-процессами, задачами, какая оргструктура подойдет вам лучше всего
Получить бесплатно Telegram

Антикризисный рецепт №2

2 ноября 2022

В прошлый раз мы обсудили план Б = поддерживающая линия. Сегодня предлагаю продолжить… Что делать дальше, если уже есть план А, есть план Б и не так страшен худший вариант развития событий? Какой у вас вариант, если времена «на дворе» не простые?

Мне кажется, максимально развивать и использовать адаптивность

Если хотите нырнуть в тему адаптивности поглубже, при желании можете посмотреть мою статью про это… А можно просто сразу продолжить читать дальше. Что происходит с нами в условиях кризиса? Заглянем в мозг, точнее в лимбическую систему нашего мозга. Возникает шок, стресс, желание…

  • Убежать из этой кризисной ситуации со всех ног, куда-нибудь подальше
  • «Нападать», не сильно раздумывая о последствиях. Порой на тех, кто нам близок, дорог, и на кого «нападение достаточно безопасно» в этих условиях… Вы, наверное, слышали, что с дуру много чего можно сломать?
  • Замереть, притвориться мертвым, ничего не делать

Какой из 3-х вариантов вам ближе? Никакой, если в долгую. Во всех этих сценариях ни о какой адаптивности особо речь не идет. Хочется все сохранить как есть, удержать, уберечь, поломать… А ведь кризис – это сигнал обратной связи. И о чем она нам с вами говорит в условиях кризиса? Скорее всего о том, что модель (подход, метод, способ решения задачи) УЖЕ не работает, ее пора менять, она не дает результата в этих, новых условиях. И что было бы исходя из этого полезно сделать?

Тестировать = выдвигать, проверять длинные и короткие гипотезы!

Осталось разобраться, что это за «2 зверя таких» = длинные и короткие гипотезы, и с чем их едят. Гипотезой в рассматриваемом контексте предлагаю называть предположение (догадку) на тему «как выбраться из кризиса и улучшить жизнь», которое требует доказательства, проверки на практике. Если подходит, уточню, что для вас длинная гипотеза? По мне, так это цель, мини-проект на 3 месяца. Как раз про план А в доработанной версии, если сопоставлять с антикризисным рецептом №1. При этом эту цель можно менять, докручивать по ходу, опираясь на данные и обратную связь. Мне кажется, для этого просто идеально подходит методология OKR (Objectives and Key Results). Если перевести на русский язык, получится цели и ключевые результаты. Методологию OKR можно использовать одному, можно в маленькой, средней и даже в огромной команде. Что и делает Google, BMW, Авито, Яндекс и еще сотни разного масштаба компаний. Что в основе? Сейчас мы подглянем в шпаргалку основателя методологии Джона Дуэера:

  • Честность и прозрачность: цели компании, команд, личные и все ключевые показатели доступны каждому. Ок, как этого не достает сегодня России)
  • Ограниченное количество целей, чтобы не потерять фокусировку и концентрацию.
  • Цели формулируются снизу вверх: как минимум половина целей должны ставиться самими командами, участниками, в идеале — до двух третей.
  • Не навязывать: руководство и сотрудники договариваются о приоритетах и методах оценки.
  • Гибкость: если среда меняется, цели обязательно корректируются. Вот она, наша с вами любимая адаптивность в действии.
  • Завышенные, амбициозные цели: если все будут стремиться к высокому уровню достижений, результат будет лучше.
  • OKR — это инструмент и часть культуры: методика должна помогать людям в работе, а не быть документом для аттестации.
  • Терпение: не стоит бояться неудач, этапа проб, ошибок и экспериментов. И снова про «адаптивность».

Чувствую, пора дать пример, и тогда станет понятнее для тех, кто не сталкивался с инструментом. В качестве примера приведу реальный, собственный OKR в деловой плоскости на IV квартал:

Цель (Objective):

Перестроить и протестировать продуктовую линейку с учетом текущих реалий, повысив ценность для клиентов.

А где показатели, измерители? Это уже в «Ключевых результатах» (Key Results):

  • Объем продаж за 4 квартал составил … (тут конкретная цифра) млн рублей
  • Маржинальность … (тут тоже есть значение) %
  • Удовлетворенность клиентов по итогам реализованных проектов за 4 квартал (CSI) — 78%
  • Скорость принятия решения (1-ая встреча-обсуждение – оплата и договор) составила в среднем 14 дней

Заметьте, что у меня тут достаточный простор «как» я это буду делать, какими способами достигать результата. При этом есть четкий, измеримый образ финального результата. Можно свериться в конце 4 квартала по каждому ключевому результату. Да, если хотите наладить OKR в вашей компании, команде. Научиться быстро, согласованно тестировать длинные гипотезы (от 3 до 6 месяцев), выравниваться по горизонтали и вертикали, сохранять высокую вовлеченность – зовите. Это как раз проект от 1 до 2,5 месяцев 4 квартала, глядишь, поможете мне в моем OKR. А я вам в вашем командном, чистый win-win. Подходит?

А мы можем заглянуть с OKR еще в плоскость «Я, энергия, здоровье» или «отношения». Можете потренироваться с целью «Стать счастливее», превратив ее в OKR. Какие могут быть KR? Подсказывать не буду, сами докрутите при желании. Это же ваше счастье, не мое)

Что для вас будет тогда короткой гипотезой?

Мне кажется, это что-то, что можно протестировать, сделать, попробовать за 1 неделю. Это простая задача = спринт, работающий на OKR, приближающий к нему, длительностью 1 неделя. Получается – короткие гипотезы работают на длинную гипотезу, усиливают адаптивность. В рамках квартальной (длинной гипотезы) мы можем протестировать от 12 недельных (коротких) гипотез. Прямо фрактал получается небольшой из гипотез. С примером будет понятнее. Возьмем спринт под мою OKR выше. Что можно сделать за эту неделю? У меня такой вариант получился:

Спринт: провести экспресс-CasDev с вами, читателями, чтобы лучше понять «куда сильнее адаптировать» продуктовую линейку.

Ожидаемый результат спринта: обсудить с 40+ представителями целевой аудитории продуктовую линейку и получить обратную связь в формате % распределения потенциального интереса к услугам (мини-отчет).

Да, это абсолютно серьезно. Я предлагаю вам принять участие в этом прямо сейчас… Если вы не против, конечно же. А с меня за потраченное время (это займет до 3 минут) запись любого из бизнес-завтраков, который вы выберите из списка после заполнения анкеты.

А что может быть спринтом в личной жизни под цель «Стать счастливее»? Снова предлагаю потренироваться самостоятельно. Например:

Попрактиковать осознанность (считать дыхание) 1 минуту в день, 5 дней подряд. Мне кажется, стоит найти 5 минут для своей устойчивости и счастья в эти не простые времена или как?

Обратите внимание, что в короткой, что в длинной гипотезе есть ожидаемый, понятный, измеримый, наблюдаемый результат «что на выходе». Это помогает не застревать в неработающих гипотезах, отбрасывать последние и двигаться дальше. А там смотришь, и кризис станет хорошим толчком для перемен к лучшему)

Побольше нам активности в рамках длинных гипотез (на 3 месяца, через OKR) и коротких гипотез, работающих на длинные!

Подписаться