+7 (499) 110-76-43

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНОЕ РУКОВОДСТВО "КУЛЬТУРА И..."

Узнайте, какая культура сейчас в вашей компании, как выстраивать исходя из этого управление целями, бизнес-процессами, задачами, какая оргструктура подойдет вам лучше всего
Получить бесплатно Telegram

Руководитель-мечта 2024

20 декабря 2023

Задачи руководителей очень сильно меняются последние годы. Согласны или не совсем? Совсем недавно, скажем лет 20 назад, в большинстве видов бизнеса руководитель должен был «превратить людей в роботов», которые работают строго по правилам, выполняют поставленные (им же) задачи и не жалуются. Теперь мы видим, как каждый день простые задачи «забирают» машины, роботы, программы класса RPA, AI, ERP и не только. И пришло время, давно уже, на всякий случай…

руководителям помогать раскрывать потенциал людей, команды, выстраивать эффективную коммуникацию и еще много чего. Дальше длинный список, через запятую, о котором ниже …

Встает вопрос, кого можно сегодня назвать Хорошим Руководителем? Что мы ожидаем от него в части набора основных компетенций (skills)? Можно ваш вариант Топ-9? Мой не меняется последние 2 года. Прежде чем покажу свою версию, чтобы свериться, хочу напомнить еще раз про мир, в котором мы все сегодня живем и трудимся… Это BANI-мир:

  • Brittle – хрупкий. Все очень быстро может сломаться, вчерашние заслуги ничего не гарантируют сегодня. Вчера вы №1, завтра от вас остались только «осколки» и воспоминания.
  • Anxious – тревожный. Люди беспокоятся: много нового, перемен, изменений. А для мозга — это стресс, «не понятно, что будет завтра». Когда и какой продолжительности будет очередная волна пандемии? А будет ли? Будут положительные сдвиги в части геополитической напряженности?
  • Nonlinear – нелинейный. Многое развивается с непредсказуемой скоростью. Причина может быть не пропорциональна следствию, где-то вообще исчезает причинно-следственная связь… Это свойственно сложным системам.
  • Incomprehensible – непонятный/непостижимый. Можно признаться, что многое просто не познаваемо. Была физика Ньютона, появилась теория относительности (и сегодня многим не понятная) … Теперь квантовая физика выбивает почву из-под ног даже у матерых научных мыслителей с ее кварками, антиматерией, неопределенностью, струнами, мембранами и прочей прелестью.

И каким же должен быть Руководитель в этом BANI-мире? Дальше позиция, которую я разделяю по Топ-9 компетенциям:

  1. Способность принимать решения, решать проблемы (задачи) в условиях неопределенности BANI-мира. О чем это? Это способ мышления и действия (процесс), ориентированные на результат, в ситуациях, где результат или метод его получения не являются очевидными. Желание быть вовлечённым в подобные ситуации для того, чтобы раскрыть собственный потенциал как руководителя. Способность принимать неопределенность, не искать ее противоположности (определенности), а двигаться вперед через гипотезы, ошибки, тесты…
  2. Развитое критическое мышление. Сбер этот скилл давно ставит в Топ-3. Зачем? Современные нейронауки увидели, что мы подвержены 176 ВИДАМ когнитивных искажений. Что мы дико нелогичные, глупые, не рациональные в условиях неопределенности. Почитайте про «ошибку планирования», правило «пик-конец», иллюзию контроля, эффект прайминга (это я перечислил 4 из 176). Про что эта компетенция? Критическое мышление – это способность ставить под сомнение поступающую информацию, включая собственные убеждения, прошлый опыт. Это собранность и дисциплина ума, сосредоточенность, умение самому управлять своими когнитивными процессами, а не воспроизводить готовые паттерны (шаблоны Системы 1 по Д. Канеману).
  3. Креативность — способность к нестандартному мышлению и поведению, постоянному осознанию и творческому развитию своего опыта. Способность создавать что-то фундаментально новое и находить новые решения каких-либо вопросов. С каждым днем доля задач, которые никто, никогда не решал, будет возрастать или убывать? Дико возрастать… Если вчера креативными должны были быть только дизайнеры, режиссеры, маркетологи и еще десяток профессий. Сегодня легче перечислить, где ПОКА это не нужно. Только пока)
  4. Управление людьми в горизонтальных отношениях «на равных» (сложные иерархии становятся более плоскими, если не заметили), когда одной административной власти (я начальник – ты должен слушаться) УЖЕ недостаточно. Это про наставничество, коучинг, фасилитацию, умение ставить (вместе), обсуждать цели и задачи, оказывать мотивационную поддержку, налаживать и поддерживать хороший контакт с сотрудниками. Влиять, делегировать и получать результат (силами других людей), развивать людей в рамках команды. Быть неформальным лидером. А кто-то даже говорит о служении своей команде…
  5. Эмоциональный интеллект (EQ) — сочетание 4-х способностей. Умения определить, как чувствуют себя люди, и я сам. Использовать эмоции, чтобы они (эмоции) помогали думать, принимать решения и анализировать. Понимать причины эмоций (прежде всего своих). Управлять эмоциями и включать их в процесс принятия решений с тем, чтобы делать оптимальный выбор. Для примера, сколько оттенков только у чувства радости? Минимум 7: Удовлетворение, Радость, Ликование, Интерес, Любопытство, Благодарность, Предвкушение. Хорошо понимаете эту разницу у себя, у сотрудников рядом?
  6. Системное мышление — способность видеть во всем взаимосвязанные, иерархически упорядоченные связи процессов и событий, восприятие мира как упорядоченного. Умение схватывать ситуацию в целом, и в то же время выделять в ней элементы и взаимосвязи между ними. Находить оптимальные решения, которые воздействуют на причины возникновения проблемы, а не ее симптомы. Умение предсказывать развитие событий. Тут отдельным блоком можно выделить аналитику.
  7. Высокая жизненная энергия (VQ). VQ (Vitality Quotient) — коэффициент жизненной энергии, который был введен Пьером Кассом. Это способность заряжать энергией себя и окружающих. Быть в профиците = избытке энергии и делиться ей с командой.
  8. Переговоры и коммуникация — умение ясно выражать мысли во время разговора и совместной деятельности. Умение находить поддержку своим идеям, целям и решениям со стороны других, договариваться, аргументировать, убеждать, сохраняя хорошие отношения, ресурс доверия. Вы умеете договариваться, а не только требовать и раздавать приказы? А находить общее «мы», сохраняя уважение и признавая разность по части «я» каждого сотрудника?
  9. Гибкость мышления (адаптивность) — способность менять свои установки (взгляды) в соответствии с изменяющимися обстоятельствами. Гибкость, адаптивность в мышлении, отношениях с людьми, обучении, результатах, изменениях. В том числе готовность созидательно разрушить то, что вчера сделали своими руками (процесс, продукт, бизнес-модель и не только).

Это портрет руководителя-мечты 2024. На сколько вы близки к нему сами? Можете оценить от 0 до 5 каждый аспект, где 0 – хуже не бывает, 5 – лучше не бывает, в сравнении с примерами, которые знаете, есть в компании? Какой профиль по этим компетенциям у ваших руководителей?

В чем сложность этого профиля? В нем есть пары-антогонисты… Например, сильное системное мышление исключает высокий уровень креативности. Да, в одном руководителе объединить все это практически невозможно. А вот быть в зоне «3» и выше задача вполне достижимая. Если постараться) Мы же в следующем году можем помочь запустить программу обучения для ваших руководителей по компетенциям выше. У нас есть различные форматы:

  • тренинги-интенсивы
  • модульные тренинги (живые, онлайн, гибридные)
  • воркшопы
  • стратегические и рабочие сессии
  • комплексные проекты
  • групповой и индивидуальный коучинг
  • оргтерапия, и такое тоже бывает)

Будет желание и готовность – пишите и уточняйте!

Подписаться