Ответственность: откуда берется и как ее можно развивать?
3 апреля 2024
Предлагаю начать с уточнения определения. А что же такое ответственность? Можно ваш вариант? Мне нравится следующая версия… Ответственность – это способность человека системно и критично анализировать ситуацию, заранее прогнозировать последствия (весь комплекс следствий) своих действий или бездействий в данной ситуации. Делать осознанный выбор формы своих поступков, с готовностью принять последствия выбора как неизбежные свершившиеся факты. Сложно? Мне да, особенно по началу. Поэтому разложим все это на 3 составляющие:
- Способность человека системно и критично анализировать ситуацию. Отмечаем для себя, что человеку ответственному потребуется хорошее критическое мышление + системное мышление. Это опоры «ответственности» №1 и 2.
- Способность заранее прогнозировать последствия (весь комплекс следствий) своих действий или бездействий в данной ситуации. Тут нашему ответственному герою пригодится креативность (творческое мышление). Это опора «ответственности» №3. И снова системное мышление. Без него комплекс последствий не оценить, и тем более не спрогнозировать.
- Способность делать осознанный выбор формы своих поступков, с готовностью принять последствия выбора как неизбежные свершившиеся факты… А тут уже, ни много и ни мало, понадобится осознанность и принятие решений = выбор в условиях неопределенности. Это опоры «ответственности» №4 и 5.
Давайте соберем вышесказанное и упростим. Ответственность – это сложная компетенция, базирующаяся, как минимум на 5 soft skills:
- Критическое мышление
- Системное мышление
- Креативность или творческое мышление
- Осознанность
- Принятие решений в условиях неопределенности
Если совсем просто… Ответственность – это осознанный выбор ответа на событие, в котором оказался сотрудник. Человек, если говорить шире. Многие путают ответственность с виной, забывая, что последняя сильно бьет по осознанности и скорее будет антиподом ответственности. Тут пришло время порефлексировать и ответить на 2 вопроса:
- Можете ли вы себя назвать ответственным?
- Какой % ваших сотрудников в компании, отделе, можно назвать ответственными?
Чтобы не сильно расстраивались, хочу порадовать хорошей новостью. Готовы? Гена ответственности пока у людей, нас с вами, не найдено. И ситуацию с ответственностью в коллективе можно попробовать исправить. Только прежде, чем разобрать, на что «нажимать», чтобы ответственность выросла, давайте поговорим, почему и когда она исчезает. Ниже результаты исследований ответственности, которые подсветят возможные точки роста. Ответственность затухает, когда есть:
- Завышенные и (или) невыполнимые требования. Человек думать худо-бедно умеет, перспективы простраивает, энергию экономит… И, если вы ему предлагаете вписаться в историю «построить вечный двигатель», он направит вас к учебнику физики и закону сохранения энергии. Или сам об этом вспомнит и бесполезные действия свои же притормозит.
- Негативное отношение к ошибкам (угроза наказания) со стороны руководителя. Если оступлюсь в процессе и накажут, так лучше… Перестраховаться и ничего не делать. Так есть шанс получить наказание поменьше. Это еще и про «выученную беспомощность», которую вы сами воспитываете у сотрудников, когда все время «бьете по рукам» и поправляете.
- Токсичный, обесценивающий, критикующий руководитель. Это все сильно не безопасно, поэтому не до ответственности. Включается режим «как-бы тут с ним выжить».
- Призывы: должен, обязан, кто виноват, надо срочно сделать! Стресс это создает, а вот ответственности совсем не помогает. Скорее наоборот, вызывает напряжение и сопротивление.
- «Безответственная» культура… Мне кажется, реальной ответственности сотрудника в компании ниже «культуры правил» быть не может. Она там просто не возникает на длинной дистанции… Конечно, и «на камнях растут деревья». Но все-таки неплохо иметь плодородную почву в качестве культуры.
Хорошо, что «не делать» вроде бы разобрали. Давайте посмотрим в другую сторону и подумаем. Что скорее помогает в формировании ответственности? У меня получился вот такой набор, с опорой на некоторые исследования по этой теме:
- Безопасная, понятная и субъективно-управляемая среда. У нас один из главных центров безопасности в мозге — миндалевидное тело. Чуть что не так, не ясно, не понятно — сразу нарастает тревога, за ней страх, а потом агрессия. Не понятно, как работает + как можно поменять бизнес-процесс, уточнить его границы, повлиять на результат, который от меня ожидают? Становится «не безопасно» — сознание туннелируется вокруг этого «не безопасно» — снижается критическое мышление, осознанность — ответственность падает вниз.
- Привлечение сотрудников к разработке целей, процессов, задач ДО их запуска в реализацию. Это вытекает из пункта 1 выше и дает ощущение контроля над рабочей средой. Дает понимание зачем + как я на это могу влиять, повышается мотивация и ответственность.
- Постоянная синхронизация ожиданий через обратную связь в режиме реального времени. Я про модный сейчас Сontinuous listening, который мы помогаем выстраивать. Что я от тебя от хочу, что ты от меня, что получается, как можно сделать лучше в следующий раз, где ожидания расходятся и что с этим можно сделать? Это не разовая акция, это привычка такая… Замечать, разговаривать, давать обратную связь, синхронизировать ожидания друг от друга. Делать ожидания и требования реалистичными. Постоянно! Ведь ожидания плывут, личность – штука очень процессуальная)
- Баланс «доверие / ответственность». Нельзя «давить» только на одну сторону рычага = ответственность. Стоит эту конструкцию сбалансировать доверием к человеку. Которое в одну секунду не создается и, к сожалению, очень быстро разрушается…
- Баланс «полномочия и ресурсы / ответственность». Об этом я писал целый пост на прошлой неделе, если пропустили – можно посмотреть по ссылке. Осталось добавить, что почаще стоит задавать волшебный вопрос: «Чтобы ты мог это сделать (отвечать за это), ЧЕГО тебе не хватает и нужно ЕЩЕ из ресурсов и полномочий?»
- Зрелый, внимательный, осознанный руководитель, поощряющий автономию и показывающий пример всего вышеперечисленного. Откуда-то модель ответственности сотрудникам придется снимать, копировать. И тут пригодятся зеркальные нейроны и референтная (типовая) модель в лице ответственного лидера. С помощь зеркальных нейронов, которые есть у каждого из нас, сотрудники будут неосознанно копировать поведенческий и эмоциональный контекст весь рабочий день. А с помощью модели «ответственного лидера» — копироваться и тиражироваться будет то, что вы хотели. Ответственность, бинго!
Что будет, если всем этим не заниматься и отдать на откуп «русского авось»? Произойдет диффузия ответственности. Далее из Википедии: «Диффу́зия отве́тственности — явление субъективного распределения ответственности за какой-либо поступок между несколькими членами группы, в результате чего уровень ответственности каждого члена становится значительно ниже исходного. Явление диффузии ответственности возникает при условии совершения действия или противодействия группой людей и при этом сложно установить, кто конкретно должен нести за него ответственность. Диффузия ответственности обычно наблюдается в группе или в толпе людей.
Для исследования явления диффузии ответственности проводился ряд экспериментов. Первый из них был поставлен в 1968 году социальными психологами Биббом Латане и Джоном Дарли. Эксперимент проводился в Нью-Йорке и заключался в том, что студент колледжа симулировал эпилептический припадок. В ситуации, когда во время припадка рядом оказывался один прохожий, студент получал помощь в 85 % случаев. И лишь в 35 % случаев, если рядом оказывались несколько человек».
Подумайте, как и что можно начать использовать в вашей команде, чтобы развивать ответственность? Хорошая новость – мы легко проявляем ответственность, если среда рядом плодотворная и подходящая!