+7 (499) 110-76-43

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНОЕ РУКОВОДСТВО "КУЛЬТУРА И..."

Узнайте, какая культура сейчас в вашей компании, как выстраивать исходя из этого управление целями, бизнес-процессами, задачами, какая оргструктура подойдет вам лучше всего
Получить бесплатно Telegram

Чем стоит сбалансировать ответственность?

27 марта 2024

Я долго искал простой ответ, и, кажется, он нашелся… Прохожу тренинг по системе управления компании «ВкусВилл», у них есть чему поучиться. Собственно, находка оттуда. Про ответственность у меня был большой вебинар, при желании можете посмотреть:

Предлагаю попробовать поделить ответственность на 2 части:

  • Ответственность за создание ценности для внутреннего и (или) внешнего клиента. Задача каждого сотрудника: сделать его (их, я тут про внутренних или внешних клиентов) довольным (-ыми). Как измерить? Создать систему обещаний внутренним и внешним клиентам. Выполнение обещания замерять через метрики. Например, у меня в компании есть маркетолог. Кто его клиент? Отдел продаж. Какое обещание он может дать отделу продаж? От 250 целевых лидов в месяц. Как померить выполнение обещания? Посчитать количество целевых лидов за месяц.
  • Ответственность за поддержание целевой экономики команды. В примере выше мы понимаем, что можно привести 250 целевых лидов потратив на маркетинговую команду… Включая ФОТ сотрудников, рекламные площадки, подрядчиков и прочие маркетинговые расходы — 150 000 рублей. Тогда лид стоит 600 рублей. Нас устраивает такая «экономика команды». А можно 1 500 000 рублей. В этом случае цена лида уже выходит 6 000 рублей. И такая экономика команды маркетинга будет для нас не приемлемой, мы это не окупим. Хочу здесь заметить, что, если бы мы продавали элитные квартиры в центе Москвы за 150 млн+ каждую, нам бы и вторая экономика была идеальной!

Важная первая и вторая составляющая. Необходимо создавать ценность для внутреннего и (или) внешнего клиента. И поддерживать здоровую экономику команды, чтобы сводилась вся экономика компании, и она была рентабельной. Чтобы компания жила в допустимом «коридоре» финансовой модели… Теперь можно подойти ко второму вопросу

Чем балансировать эту самую ответственность?

Полномочиями! Что это? Полномочия – возможность выполнить действие или принять решение об изменении действия или процесса. Вы отдаете полномочия ответственным, руководителям? Мне нравится подход «ВкусВилл» к вопросу. Отдать полномочия — это дать возможность:

  1. Изменять процесс (-ы). Которые ему нужны и за которые он отвечает, чтобы выполнять обещания для внутренних и (или) внешних клиентов.
  2. Использовать ресурсы: деньги, персонал, информацию. В том числе увольнять/принимать людей. Получать оплату по заявкам от него. Запрашивать и получать нужную для него информацию.
  3. Работать без промежуточного контроля. Делать что ему необходимо, чтобы делать своего внутреннего и внешнего клиента довольным = выполнять обещания. И сохранять при этом целевую экономику команды.

Пример, вы – Генеральный директор. Просите Руководителя проекта сделать рентабельный проект. При этом согласовываете все расходы на проект с участием Финансового директора и вас самих. Так не работает… Полномочия в этом примере по факту не у него. Вы «забрали» полномочия использовать ресурсы и работать без промежуточного контроля. Финансовый директор в компании «ВкусВилл» не имеет право остановить платеж! Никакой. Но всегда и всем Управляющим сети дает достоверную, оперативную информацию в части экономики компании, команд, ключевых показателей. Именно это одно из ключевых его обещаний для них же. Принимать решения им, а не ему. У него другая зона ответственности.

Очень красивый баланс: ответственность — полномочия. И очень непростой… Как у вас дела с этим? Куда крен:

  • В ответственность? В темных проявлениях культуры силы и (или) правил очень любят требовать, наваливать и раздавать ответственность. А затем еще и вину. При этом, забыв про полномочия. Все решения оставляют (по факту) за собой, протаскивают любое изменение через согласования, бюджетные комитеты, бесконечные процедуры утверждений. Пока пройдешь – всю ответственность «заберут». Тут — убери, это — подрежь, вот тут – исправь, здесь – учти еще вот это… Понимаете, что на каждом шаге «тает» ответственность. Переходя к тем, кто говорит: убери, подрежь, исправь, учти…
  • Или же в полномочия? В культуре принадлежности обожают разводить «инфантильный детский сад». Много обещаний, обсуждений, разговоров, деклараций. И даже свободу могут дать настоящую, бюджет приличный выделить. И потом не спросить… Ни за выполнение обещаний, ни за довольных внутренних и внешних клиентов, ни за экономику команды. Бывает, не смог…

А куда у вас крен сегодня: в ответственность или полномочия? На сколько вы близки к этому сложному балансу?

Подписаться