Драйвер роста эффективности №2
4 октября 2023Сегодня продолжим разбирать модель Continuous Performance Management (CPM). Если пропустили прошлую статью, рекомендую для погружения. Что еще может дать сильный прирост эффективности? Мне кажется
Частый сбор данных и принятие решений с опорой на данные (DDDM)
Эффективность связана с принятием решений. Является следствием качественных = правильных решений. К какой модели в этой части многие из нас привыкли и видели в рамках личного жизненного опыта? Скорее модель HiPPO (Highest Paid Person’s Opinion) — принятие решений на основе мнения «самого высокооплачиваемого сотрудника». Этот термин ввел в употребление Авинаш Кошик.
- Кто знает «как надо и эффективно» в возрасте от 0 до 7 лет. Конечно, доступный для нас родитель.
- Когда нужно правильное, эффективное решение или ответ, кто его знает в средней школе? Конечно, учитель! Тут стоит отметить, что появляются другие школы. Где с мнением учителя можно спорить на равных ученику в любом классе.
- Если возникли сомнения «как правильно и эффективно» в ВУЗе, куда мы смотрим и ждем истины? В рот преподавателю… Не всегда и не везде, но часто. Бинго! К 18 годам завершается миелинизация связей и нейронов префронтальной коры, закрепляются модели поведения. В том числе эти привычные паттерны.
- Мы приходим в компании и, когда возникает сложный вопрос, когда на кону вопросы эффективности… Как мы поступаем? Чаще по проторенным дорожкам, ищем ответы у «эксперта». Это для многих «самый высокооплачиваемый сотрудник».
Каждый из нас сталкивался с HiPPO — это большой начальник или эксперт с многолетним опытом, который ставит свое персональное мнение выше цифр и фактов. Просто потому, что «он знает как лучше». А что в этом плохого скажете вы? Для начала плохая новость про нас с вами. Желание опереться на эксперта, часто плод наших с вами же когнитивных искажений. Будет интересно, почитайте в этой части такие искажения как: эффект ореола, ловушка сюжета, принцип дефицита, эффект контраста. Можете посмотреть мой вебинар «Искажения» по ссылке: https://youtu.be/Gic-5MMY8y0.
Чем руководствуются сами HiPPO? «Интуицией», которая часто является плодом… Его же когнитивных искажений, не всегда, но достаточно часто. Можете посмотреть здесь уже: ошибка выжившего, склонность к подтверждению, искажение опытом. Ниже графики оценки реальной эффективности руководителей и то, что они сами о себе думали:
Если бы все HiPPO себя оценивали адекватно, как бы расположились точки? Да, на пунктирной линии. Все что выше = переоценка. Возникает резонный вопрос, какие «лекарства» существуют и альтернативы?
Data Driven Decision Making (DDDM) — принятие решений на основе анализа данных
Простой пример на практике с БДР (бюджетом доходов и расходов) и БДДС (бюджетом движения денежных средств). Знакомы эти страшные слова и документы из области управленческого учета? Как в обычной компании они возникают и когда по срезу итогов?
- Мои наблюдения следующие… В 70%+ компаний исполнительный бюджет появляется где-то в диапазоне от 10 до 28 числа месяца следующего месяца за отчетным. Т.е. с задержкой от 10 до 28 дней мы получаем «посмертный диагноз». В конце октября про сентябрь… Когда все УЖЕ случилось, ничего не исправить, у вас нет шансов сделать иначе и повлиять. Сплошное бессилие и безнадега. Кто принимает решение, пока еще не появился БДР? Да, знакомый нам с вами HiPPO. Со всеми вытекающими…
- Как обстоит с этим дело в модели CPM? Входим в месяц с планируемым БДР, БДДС. И каждый рабочий день, в районе 17.00 у нас «собирается» картина: факт на конец дня по всем статьям, направлениям + прогноз до конца месяца по модели, заложенной в «Оперативный финансовый отчет» + сравнение с аналогичным периодом прошлого года + план само собой + факторный анализ и некоторые сценарии «что будет, если» … Это все доступно в нужном разрезе, каждому из руководителей и ответственным за финансовую эффективность. И у каждого из них есть от 28 до 31 дня, чтобы реально повлиять на результат. А самое главное, что каждый из этих руководителей начинает отвечать за эффективность (на основе БДР) и ликвидность (на основе БДДС) на своем участке. И да, так работает… И главное здесь не система автоматизации, дашбордов, а культура CPM (Continuous Performance Management).
И так может работать по всем направлениям: маркетинг, продажи, продукты, процессы, цели, проекты, задачи, команда. А если взять направление «Команда», можно будет «провалиться» и узнать детали:
- Вовлеченность
- Благополучие
- Эффективность
- Компетенции и обучение
- Адаптация
- Опыт сотрудника в любой точки EJM. На примере ниже показан дашборд «Анализ увольнений»
Даже не зная всех тонкостей HR, вы можете сделать выводы какие-то? Вполне себе, и не на основе «глюков и фантазий». А вполне себе структурированных и удобных для анализа данных.
Почему сегодня необходимо часто собирать данные?
Да потому, что «картинка за окном» меняется со скоростью света. Так же примерно должен обновляться ваш дашборд, помогающий принимать более эффективные решения. Как оптимально? В режиме реального времени, тот самый Continuous. Ну или исходя из скорости важных изменений в вашем блоке, направлении, бизнесе. Почему у Яндекса так быстро получается расти в не знакомых ему когда-то областях? Еда, логистика, такси, путешествия и не только. По мне, одна из сильных сторон этой компании как раз умение работать с данными. Data Driven Decision Making в действии. Вот, кстати, их график роста выручки с опорой на данные:
А вот данные за 1 квартал 2023 по сравнению с аналогичным периодом прошлого года:
Даже если вы не финансовый аналитик, можно сделать выводы про эффективность компании? Думаю, вполне себе. А вас оставляю порефлексировать с темой DDDM применительно к своему отделу, компании. Стоить развивать эту культуру или пока есть задачки поважнее?