Замкните контур внутренней обратной связи
21 января 2020
«Устойчивость системы создается за счет отрицательной обратной связи между элементами системы» (выдержка из учебника по «Теории систем»)
Теперь все еще раз и по-русски. Разберем бытовой пример, а потом перейдем в деловую плоскость. Представим себе семью, в которой живут муж, жена и ребенок. Какую семью можно назвать «устойчивой»? Ту, которая при воздействии любых возмущающих факторов хорошо «работает» и достигает поставленных целей:
- Под возмущающими факторами можно подразумевать: приезд тещи в гости или даже на ПМЖ, рост/снижение доходов, рождение нового ребенка, изменение интересов (взглядов, ценностей) одного или 2-х супругов и т.п.
- А цель для простоты может быть достаточно простой: жить долго и счастливо (конкретику пока уточнять не будем)
Как бы ни любили «на старте» своих отношений мужчина и женщина, с течением времени возникают разногласия, спорные моменты. А порой дело доходит и до конфликтов. Так ведь? Предположим, мужу не очень нравится, как жена готовит борщ. В свою очередь, жене совсем не симпатизирует картина с разбросанными носками по всей квартире. Как обычно решается эта задача в 95% семей:
- Терпим, скрипим, мучаемся. До тех пор, пока не накипело. А потом…
- Другая крайность с печальным исходом. Выдать жене за ужином: «Когда же ты готовить нормально научишься?!». Или в сторону М: «Тебя что, одежду не научили за собой убирать?!». Ссора, конфликт, обида…
В обоих «распространённых» вариантах мы не даем друг другу разумную (по глубине) и правильную по форме «отрицательную обратную связь»
- Без которой ни одна система (команда, семья, компания) не будет «устойчивой» к воздействию возмущающих факторов (от которых вы все равно никуда не денетесь). Конкуренцию (и на брачном рынке тоже), научно-технический прогресс, изменение предпочтений и вкусов наших клиентов никто не отменял.
- Без которой невозможно любое развитие. Как можно меняться, если мы не спрашиваем у того, для кого «что-то делаем» 3 простых вопроса:
Насколько понравилось то, что получилось (сделал)? Что хорошо? Что поправить (добавить, изменить, улучшить)?
Отрицательная обратная связь (ООС) заложена в основу нашего функционирования, как человека. ООС широко используется живыми системами разных уровней организации (от простейшей клетки до сложных экосистем) для поддержания гомеостаза (саморегуляции). В наших с вами клетках на принципе отрицательной обратной связи основаны механизмы регуляции работы генов. Вопрос, для перехода от теории к практике:
Когда Вы последний раз получали обратную связь?
- От своих клиентов
- От своего мужа, жены, детей, родителей
- От своего руководителя или сотрудника(ов), если Вы руководитель
- От своих партнеров
Мне кажется, это один из самых важных бизнес-процессов в компании. То, что может стать основой сильной культуры. Однажды мы с женой ходили на экскурсию в компанию «Яндекс». Меня много что поразило, по итогам в порядке ранжира я выписал 7 пунктов на внедрение в своем планировщике. Угадайте, что обязан делать ЛЮБОЙ руководитель «Яндекса» с частотой каждую неделю и без исключений (жесткое окно в электронном календаре)?
30 минутная встреча «тет-а-тет» с сотрудником для обратной связи по итогам недели и планам на следующую
Просто, понятно, но мы ведь этого (как руководители) чаще всего не делаем… Остановитесь прямо сейчас, откройте ежедневник и запланируйте в своем планировщике. А то опять ничего не сделаете )
Как я бы предложил построить эту 30 минутную встречу (ниже наброски, поправите под себя):
- Достижения прошедшей недели. Над каким проектом (задачами) закончил работу?
- В чем (и какая) нужна помощь от руководителя на следующей неделе?
- Обсуждение текущих трудностей и проблем: Что есть (ситуация)? Какие видишь пути решения? В чем нужна помощь?
- Обсуждение прогресса по установленным долгосрочным целям (на месяц, год).
- Обсуждение следующих шагов на неделю: коротко о планах недели, подтверждение действий (со стороны шефа), соглашения на неделю (что делаем).
- Административные вопросы (текущие дела, процессные задачи).
- Советы и обсуждение развития сотрудника, его карьеры. Что хорошо? Что поправить/добавить?
Замыкайте контур обратной связи и выводите свою команду на новый уровень развития!
Книга, которую стоит почитать:
Для тех, кого «заносит» в избыточный контроль и недоверие сотрудникам, рекомендую «Обнимите своих сотрудников» Джека Митчелла. Хорошие сотрудники умны, грамотны и образованны. Но отличные сотрудники обнимают клиентов, партнеров и коллег. Они руководствуются пятью принципами культуры. Это вежливость, доверие, гордость, вовлеченность и признание.
В книге рассказывается об уникальной культуре объятий, благодаря которой повышается продуктивность компании, и каждый сотрудник идет на работу с радостью. Стоит многие моменты взять на внедрение!