За свои слова ответишь…
29 января 2020Что такое ответственность?
Напишите свой вариант ответа, а я пока расскажу историю из моей компании 2006 года. Мне тогда показалось, что на две компании меня уже точно не хватит. И решил взять сразу на старте в новую компанию… Исполнительного директора, которому тут же предложил (кроме всего прочего) проводить е/н планерки (совещания) с руководителями. А чтобы все это работало «как задумано», (мной конечно же) стал на них присутствовать. Скажите, мое присутствие развивает ответственность в Исполнительном директоре или нет?
Мы еще к этому вернемся позже… Давайте представим, что я участвую на совещании и что наш любимый директор творит что-то «не то» (несет чушь, как мне кажется). Мои варианты действий:
- вмешаться сразу, как только услышал «что-то не то»;
- вмешаться в конце совещания, когда будет мое слово;
- дать обратную связь ему в режиме «тет-а-тет» после совещания (отдельно)
Какой варианты выбрал я? Да, самый неудачный, №1. Сегодня я бы проголосовал за вариант №3, а еще лучше в его планерке участия не принимать (регулярно точно) совсем. Пришло время синхронизировать наши понятия «ответственности». А то вдруг мы разные вещи называем этим именем.
Ответственность (для меня) – это способность человека системно и критично анализировать ситуацию, заранее прогнозировать последствия (весь комплекс следствий) своих действий или бездействия в данной ситуации и делать осознанный выбор формы своих поступков с готовностью принять последствия выбора как неизбежные свершившиеся факты.
Я специально выделил ключевое. В свете этого определения вопрос к вам: «Какой % ваших сотрудников можно назвать ответственными?». Грустная цифра получилась? Предлагаю разбираться тогда, откуда берется эта самая ответственность (а позже, что с этим делать можно)?
Американские и российские коллеги в процессе исследования этого феномена пришли к следующим выводам:
- Гена ответственности нет, ну или пока не найдено… Скорее всего это в большей степени «продукт» воспитания, среды и окружения, в котором растет интересующий нас «человек-ответственный» или «безответственный»;
- Чем выше уровень свободы, самостоятельности, автономности, тем выше уровень ответственности. Здесь четкая корреляция (прямая связь);
- Призывы к ответственности бесполезны. Лозунги «должен», «следует», «необходимо», «нужно» ведут к обратной реакции;
- Вина (через которую так любят воспитывать многие многих) – противоположность ответственности. Виноватый человек ответственным быть не может;
- Ответственность всегда выше, когда есть поддержка самостоятельности со стороны людей, имеющих авторитет и власть (родителей, руководителей, лидеров). Нас с вами!
Подрезюмируем коротко, основные регуляторы для развития ответственности:
- Свобода
- Самостоятельность
- Поддержка
- Обратная связь в открытой коммуникации (чтобы все вышеперечисленное не превратилось в анархию и вакханалию)
Работает баланс «доверие (и ее производные) / ответственность»
В моем примере с Исполнительным директором чего не хватало? Конечно же доверия, свободы и самостоятельности. Закончилось все грустно, нам пришлось расстаться… И это, конечно, в первую очередь моя ошибка.
Почему и когда исчезает ответственность. Выделим хиты:
- Завышенные и (или) невыполнимые требования. Читайте: сложные и большие стандарты, большое количество задач, отчетов, непонятные процедуры и ожидания (ваши от людей);
- Отношение к ошибкам (угроза наказания) со стороны Руководства. Однажды, мне показал клиент перечень и условия применения штрафов в их компании. Я со своим опытом не все смог понять, увидев вложения из серии «если … то… если… то». Всего на 3 листа А4 убористого текста;
- Не зрелый руководитель;
- «Безответственная» культура…
По пункту 3 и 4 ждите записи вебинара, который был на прошлой неделе (на случай, если не были…). А я пока подведу итоги «куда копать», чтобы эта самая ответственность расцветала в вашей компании:
- Безопасная = понятная среда для работы. Здесь помогут понятные, минимальные, простые и достаточные правила работы;
- Привлечение сотрудников к разработке целей. Хотите, чтобы отвечали, обсуждайте и договаривайтесь;
- Синхронизация ожиданий через обратную связь в режиме реального времени. Сразу, быстро, конструктивно. Тогда его глупая «самостоятельность» не станет причиной банкротства вашей компании. И вместо увольнения, потребуется легкая коррекция поведения)
- Баланс «доверие/ответственность». Что является самой сложной задачей из всего вышеперечисленного.
У нас с вами (если разобраться) всегда есть 2 пути: легко сейчас (раздать указания, отругать), сложно потом (без вас это не работает, масштабируется плохо). Или сложно сейчас (выстраивать адаптивную бизнес-систему, заниматься людьми, договариваться), легко потом (они работают сами).
Выбирайте почаще «сложно сейчас, легко потом»!