+7 (499) 110-76-43

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНОЕ РУКОВОДСТВО "КУЛЬТУРА И..."

Узнайте, какая культура сейчас в вашей компании, как выстраивать исходя из этого управление целями, бизнес-процессами, задачами, какая оргструктура подойдет вам лучше всего
Получить бесплатно Telegram

Система и кризис…

1 февраля 2022

Как вы думаете, какая связь между этими 2-мя словами (сущностями)?

Я разделяю позицию, что скорее всего в кризисе любая система развивается или разрушается. В том числе и бизнес

Соответственно кризис – это возможность или угроза

Слово «кризис», написанное по-китайски, состоит из двух иероглифов: один означает «опасность», другой — «благоприятная возможность». Давайте разберем на примерах, чтоб стало понятнее:

Пример №1. Познакомились мужчина и женщина. Начали жить вместе, понравилось, сыграли свадьбу. Пошел быт, чувства остыли. Он уже не так хорошо и не так часто ухаживает за ней. Она уже не так хорошо и не так часто заботится о нем или готовит… Что имеем? Скорее всего, кризис. Варианты развития событий:

  • Заметили, обсудили, уточнили ожидания, рассказали о чувствах и эмоциях, договорились… Узнали, что есть «гормон доверия» = окситоцин (и в любви тоже участвует). И если обнимать друг друга от 7 раз в день, говорят, помогает для нормализации уровня окситоцина в крови) Просьба воспринимать это со здоровым уровнем чувства юмора) Начали над собой и с собой работать… Выросли в кризисе и укрепили отношения.
  • Обиделись, отдалились, наросло напряжение, непонимание, развелись (разбежались). Кризис добил отношения…

Пример №2. Организм «подцепил» вирус, какой-нибудь. Не тот, что по миру бродит и называется на букву «К». А может и тот самый)

  • Поняли, что заболели. Организм подготовленный, закаленный, быстро мобилизовался на борьбу с вирусом, адаптировался, выздоровел. Да еще и антитела выработал (иммунитет к этому самому вирусу). Какими мы вышли из этого кризиса? Да, более сильными и адаптивными. Во как…
  • Проигнорировали заболевание, организм слабый, зашлакованный, не подготовленный. Болезнь протекает тяжело, пришлось принимать лекарства, ложиться в больницу. Микрофлора ЖКТ ухудшилась (антибиотикам спасибо), здоровье тоже подкосило. Кризис ослабил организм….

Пример №3. У вас компания, предположим, ресторан (и вам скорее всего не просто). Варианты развития событий:

  • Возможно, денег у людей становится меньше и в рестораны, пока гуляет модное заболевание, они ходят меньше. Что можно сделать (как поменяться и адаптироваться)? Минималистичное меню (быстро, понятно и доступно). Люди сидят дома? Отлично, все силы на доставку, залезаем в Яндекс.Еду, другие сервисы. Расклеиваем объявления «Мы сделаем вам ужин, обед и завтрак выгоднее и вкуснее». С арендодателем проводим сложные переговоры. Аренду «на паузу» или сокращаем. Затраты, где можно, «под нож». Боремся за каждого клиента, работаем с сервисом на «5+». В общем, набрасываем сценарий «если …, то…». Какими выйдете в сценарии этого кризиса? Поджарыми, шустрыми, более адаптивными. Чем «до».
  • Ждете, что все наладится. Грустите, печалитесь, ожидаете поддержки от государства (конечно же она не помешает, но мы живем в России) и т.п. А «счетчик» работает, затраты не уменьшаются, трафик падает… Ситуация ухудшается, дальше – кассовые разрывы, кредиты, банкротство. Кризис сделает слабее ваш бизнес в этом сценарии.

И я не в теории про это размышляю. В 2009 году мне пришлось сократить свою компанию с 68 человек до 32 за 3 месяца. Денег в городе стало в 2 раза меньше после дня города, вырос доллар (наши поставщики подняли цены), мы «разжирели», стали «неуклюжими». Пришлось быстро и не очень приятно «похудеть»…

Кризис = обратная связь для системы, что «пора поменяться»

Мы (не только Россия) долго стимулировали экономику, сдерживая его (кризис), поддерживали ее на «транквилизаторах» (повышенное потребление, закредитованность, низкая эффективность труда в России). Читайте, не менялись. Вот и получили «обратную связь». Все еще ждете что все само наладится? Забудьте

У Вас должен быть сегодня План А (все будет хорошо) и План Б (экономика будет восстанавливаться долго, дальше может быть сложнее, и это еще не пик)

  • Посмотрите на худший вариант развития событий (все будет плохо, хуже, чем сейчас);
  • Как и от чего можете отказаться при необходимости: люди, площади, услуги, активы, направления, затраты;
  • Что + как можно сделать с вашим продуктом, процессами, компанией, чтобы они были востребованы в этой новой реальности. Да, многим просто надо будет все поменять и сделать заново.

Адаптивность, стрессоустойчивость, осознанность, системное мышление — вот то, во что стоит сегодня инвестировать и вкладывать усилия.

Готовьте план А и Б, не болейте и закаляйтесь в условиях кризиса. Развиваться или слабеть – это ваш выбор. А времена правда не простые, коллеги, для многих компаний. Берегите себя!

Подписаться