Синдром кастрированного руководителя
3 ноября 2020Можно сходу вопрос? Каким вы чаще выбираете быть руководителем: хорошим или эффективным? Не спешите отвечать, подумайте хорошенько. Добавлю масла в огонь… А каким родителем в семье (как мама или папа): хорошим или эффективным? Вопросы не случайные и не из разряда «поиздеваться».
Большинство между «быть хорошим» и «быть эффективным» выбирают чаще первое, обрекая себя на участь «кастрированного руководителя (родителя)»:
- местами очень плохо делающего свою работу (дело, ремесло)
- портя людей, с которыми работаете, или детей, которых воспитываете и любите
Вот как… Поясню на житейской ситуации. Ребенок собирается. Нет, давайте лучше даже торопится к друзьям (в школу, на важное совместное событие вместе с вами – выбирайте то, что вас больше цепляет и создает тот самый цейтнот) на улицу. Возникает трудность со шнурками, они – та еще сволочь (я про шнурки), не завязываются. У нашего (пардон, вашего) любимого ребенка расстроенное лицо, слезы на глазах, печальные интонации и соответствующий умоляющий взгляд (помоги) на маму (папу). Как поступает «хороший» родитель в этой ситуации? Жалеет (прошу не путать с помогает), завязывает шнурки (за ребенка, сам) и «вытирает сопли (и все остальное)». Забывая про важную педагогическую задачку (ниже моя версия, можете с ней не согласиться):
Вырастить умного, здорового (душой и телом), заботливого (не только о себе), сильного (в жизни бывают трудности), счастливого и успешного (может самостоятельно решать задачи VUCA-мира) Человека
Желательно с большой буквы, чтобы думал чуть больше, чем «только о своей заднице». Добавите от себя? И что получается, когда хотим мы быть всегда «хорошими»? Растим «прекрасного инфантила», который ждет, что его кто-то будет (в этой жизни) обслуживать до самой пенсии (именно до нее доводят хорошие родители):
- Сегодня мама (папа) завязывает шнурки. И не учит (в это же время) делать это самостоятельно…
- Завтра жена успокаивает, когда начальник назвал «лоботрясом» и предложил уволиться. И не учит принимать отрицательную обратную связь, рефлексировать, развивать критическое мышление
- Послезавтра друзья, когда жена решила вдруг развестись (натерпелась)… И не учат меняться и развиваться в кризисе, системно смотреть на происходящее
- А вот когда мамы (папы) не станет (все мы смертные), он ВСЕХ их вспомнит «добрым словом» после очередного похмелья или депресняка. Что же вы меня не научили решать вопросы самостоятельно?
Отмотаем назад. Можно все исправить, как сами решите кейс со шнурками и ребенком выше?
- Между «решить вопрос быстро своими силами» и «развить ребенка здесь и сейчас» (сотрудника) эффективный руководитель выберет чаще второе. Пусть сейчас опоздаю, пусть сейчас будет сложно, зато потом заработает, останется и «надолго». А что можно сделать? А как-бы ты сделал? Как можно поступить в этой ситуации? В чем и какая нужна помощь от меня? Попробуем?)
- Между «скатиться в эмоции свои (ну что ты за бестолочь, уже пора научиться самому завязывать шнурки)» или застрять в «эмоциях ребенка (сотрудника: трудно, давай помогу = читайте сделаю за тебя)» эффективный руководитель (кому больше нравится, родитель) выберет… Что выберет? Как мне кажется: почувствовать эмоцию другого, ее поддержать (к ней присоединиться = подстроиться) и далее вместе найти + попробовать рабочую стратегию для таких ситуаций. Например: «Сынок, я прямо себя увидел и почувствовал сейчас. Сидел в … года и смотрел на этот непослушный шнурок. Как его завязывать? Волнуешься, переживаешь? Дай я тебя обниму… Обнимает, поддерживает фоном. А шнурок, думаю, мы прямо сейчас победим (ты, или вместе, это уже по ситуации)! Или не получится?)»
Перенесемся в рабочую плоскость и уточним критерии «быть хорошим» и «быть эффективным»
Быть «хорошим руководителем» (читайте «кастрированным») – это
- нравиться людям всем и всегда, бояться сделать «не популярное решение» = наказать, задать или поправить «формат», дать отрицательную обратную связь, уволить в конце концов (если все остальное не помогает или просто «не подходите друг другу»)
- соответствовать их ожиданиям всегда и во всем, в общем «невроз» вам в этом случае обеспечен
- жалеть, когда сотрудник формирует запрос на «психологическую помощь» (грустный, усталый, больной, кислый, тревожный и т.п.). Есть сочувствие, есть адресная помощь, есть жалость, прошу не путать
- быть «мышцами сотрудников», и как следствие – в это же время эти самые «мышцы» атрофировать
- не находить время на развитие людей, потому что по уши «в их же работе»
Так что же такое «быть эффективным руководителем»? Как мне кажется, это
- нормально относиться к тому, что мы «не стодолларовая бумажка, чтобы всем и всегда нравиться». Можно и нужно делать непопулярные решения, когда это необходимо и требует ситуация
- управлять ожиданиями сотрудника, договариваться, корректировать, приводить к реальности
- больше помогать, если надо посочувствовать, очень мало (только в крайних случаях) жалеть
- «качать мышцы сотрудников», а не «быть их мышцами». А то последние быстренько атрофируются. Рекламация – держи удар, сложный клиент – пробуй, разговаривай, не стандартная проблема – какие у тебя предложения? Я в тебя верю, попробуй, ошибаться можно (не фатально и без повторений)!
- всегда находить время на развитие людей, потому это моя основная работа (как руководителя). Помогать людями и машинам сделать их работу лучше!
- получать желаемый результат с наименьшими (оптимальными) затратами, заботясь о человеке, компании, о стратегических интересах общегодела. И как мне кажется, «результатов» у нас с вами должно быть в контексте деловых отношений (бизнеса) как минимум три. №1 — довольные клиенты. Как внешние, так и «внутренние». Потому что бизнес, который это не умеет делать, помрет, и всю «лавочку быстро разгонят». №2 — полученная прибыль «на выходе». Не стоит забывать про финансовое здоровье компании, мы же тут не просто «чаек погонять» собрались. №3 — вовлеченные (на самом деле «болеют» за дело, которым занимаются), лояльные (хотят работать в компании в долгосрочной перспективе), сильные (держат удар и нагрузку), эффективные (максимизация соотношения результат/затраты), здоровые (душой и телом) и компетентные (умные, сообразительные, знают свое дело) сотрудники
«Эффективный руководитель» — это не местоимение «или», а местоимение «и»:
- всегда заботится о людях и деле, без перегибов. Хороший эмоциональный интеллект в помощь
- вовлекает в задачу, проект, процесс
- развивает и воспитывает сотрудника, занимается им и как личностью, и как профессионалом
- договаривается, когда возникают разногласия и есть «другое мнение»
- требует, когда надо соблюдать те же самые договоренности. А при необходимости может выписать «волшебный пендель» ювелирно и профессионально)
- приучает делать работу самостоятельно, быть ответственным
При этом:
- делает все это осознанно, адресно (под конкретного человека) и под задачу (общее дело, а не порыв собственных эмоций или настроение)
- не боясь (когда нужно) продавливать нужное решение и применять ювелирно ту самую силу. «Человек птица гордая, пока не пнешь – не полетит»
- не забывая, что бизнес, команда и люди не «винтики». О них надо заботиться, вовлекать, вдохновлять на подвиги. Замечать лучшее в каждом, и на этом базисе строить отношения
- не делая из себя «центр вселенной», без которого вопросы «стоят». Учит своих людей делать работу самостоятельно и без сопровождения. Постоянно воспитывает мастеров своего дела, не забывая про личность.
Как говорится: Широк спектр воздействия настоящего руководителя! Сколько из пунктов выше есть в вашем арсенале? Не заметили у себя или своих коллег синдрома «кастрированного руководителя»? Да, тогда мы можем прийти к вам вместе с авторской модульной программой «Системное руководство», время «хороших руководителей» подходит к концу… Заявки оставляйте на shemyakin@changerun.ru. Как говорится: не можешь – научим, не хочешь (от слова совсем) – быстренько поменяем (на того, кто хочет).
Заботьтесь, вовлекайте, развивайте, договаривайтесь, требуйте и приучайте людей делать свою работу хорошо. Не перебарщивая с одним из глаголов выше (соблюдая баланс)!