Оранжевые бизнес-процессы
29 марта 2023Сегодня я завершаю цикл статей про особенности работы с бизнес-процессами в разных культурах. И приглашаю поговорить о культуре успеха… Тут многие могут возмутиться: а где культура согласия, творчества, синтеза? Да, я о них не забыл. Но пока не пишу по 3-м причинам:
- Компаний с такими культурами в России, думаю, где-нибудь 0,5% от общего количества. А может и того меньше… К сожалению, конечно же. И надеждой на светлое будущее
- Основные «процессные уроки» компании проходят до культуры успеха включительно. Это как мне кажется
- Давайте пока разберемся с гигиеной, а там до высоких материй дойдем)
В общем-то, погружаемся в культуру успеха. Это когда…
- Главная ценность: рекорды и самостоятельность
- Какой становится цель системы управления на этом этапе? Добиваться амбициозных целей и использовать возможности!
- Тип менеджмента уже будет регулярный и персонализированный. Если в «синей» компании все сотрудники с одинаковой должностью в штатном расписании получают одинаково… То в оранжевой может быть и не так. Начинается кастомизация и персонализация. Не путать с анархией и бардаком, свойственным компаниям в темной стороне «культуры принадлежности»
Какие у нас на этом этапе проявятся особенности процессного менеджмента?
- Мы немного остываем от идеи построить идеально-работающую систему. Этим часто «болеют» синие руководители из культуры правил. Мне очень знаком этот симптом)
- Понимаем и осознаем, что выстроенные бизнес-процессы и стабильность не самоцель. Скажите это громко команде фанатиков из культуры правил и вас повесят на первом же столбе) Рекомендую не проводить эксперимент на практике, но я такое нечаянно делал в рамках совместных проектов. Осуждающих взглядов получил сполна…
- А что тогда будет целью №1 здесь? В приоритете – эффективность и самостоятельность. Адаптивность выходит на новый уровень развития. И теперь уже любой бизнес-процесс живет, трансформируется и варится в адаптивном цикле. Примерно, как на картинке ниже:
Что еще важно не забыть? Отдать дань прошлым этапам, напомнив, что мы «собираем культурную матрешку». Не отказываясь от уроков прежних уровней развития культуры. И по части бизнес-процессов тоже. Ведь работатьбизнес-процесс будет достойно = создавать на выходе ценный продут для внутреннего или внешнего клиента, только если:
- Мы научились быстро тестировать гипотезы, как можно сделать лучше, исправить ситуацию. Это урок команда получает на этапе культуры выживания
- Все… Ну или почти все понимают, что важно учитывать интересы других сотрудников, команд (отделов), компании в целом. Мы научились жить и работать как в одной «семье». Запрашивать и получать поддержку, давать последнюю, если обратились к нам. Начинаем учиться договариваться. Про «это» уроки культуры принадлежности
- Сотрудники умеют соблюдать договоренности. Проявлять дисциплину и исполнительность. Сказано – сделано, пообещал – сделай, как пообещал. И если надо, можем применить справедливую силу, принять непопулярное решение. Что будет, если вы не выполняете правило, которое утверждено? «Не можешь – научим. Не хочешь — заставим…» Тут я с долей юмора и в этой траектории возможны вариации. Это уроки культуры силы
- Мы умеем договариваться, создавать живые правила, соблюдать договоренности = им следовать. Понимаем, что правила, рожденные в команде и принятые в ней – обязательны для выполнения. Это уроки мы получаем в культуре правил
А теперь вопрос. Какой главный урок по части бизнес-процессов мы получаем в культуре успеха? Что думаете? Дальше мои фантазии… Самостоятельно, на собственной инициативе и энергии улучшать свой участок работы. Свои бизнес-процессы! Делать их лучше, адаптировать, при этом согласованно с другими участниками команды. Не просто, что уж тут говорить. Тут поможет простое правило:
Развиваться от боли, а не от риска.
Под болью я понимаю напряжение или текущую, реальную, живую потребность команды или компании. Не фантазировать, что может случиться когда-нибудь. Закладывая все эти риски в свой бизнес-процесс. Это «развиваться от риска». А заметить «боль», проблему, потребность не удовлетворенную. Остановиться, обсудить и поправить бизнес-процесс вместе с командой. Это про развиваться «от боли».
Ну и, если вы с командой застряли на своем дао бизнес-процессов. Забуксовали, растерялись, почувствовали отвращение к бизнес-процессам, понимаете, что самим дольше, сложнее, дороже в итоге. Зовите, поможем и сотворим совместный проект. Пройдем путь с учетом ваших особенностей и с опорой на наш опыт в нескольких сотнях проектов с другими компаниями. Поможем вернуть интерес, вовлеченность и удовольствие от общения и работы в бизнес-процессах. Как вам такая идея?
Также подробнее культуру мы разбираем в курсе «Корпоративная культура 2.0».