+7 (499) 110-76-43

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНОЕ РУКОВОДСТВО "КУЛЬТУРА И..."

Узнайте, какая культура сейчас в вашей компании, как выстраивать исходя из этого управление целями, бизнес-процессами, задачами, какая оргструктура подойдет вам лучше всего
Получить бесплатно Telegram

Нейрохимия руководства

30 августа 2023

Что нужно, чтобы люди хорошо и увлеченно работали, а компания при этом зарабатывала прибыль? Можно ваш вариант ответа… Какие достаточные и необходимые условия для этого вы выдвинете? Как мне кажется, надо, чтобы человек (сотрудник) чувствовал, что ему

Достаточно безопасно, по-настоящему интересно, и все это должно быть экономически эффективно

Попробуем похулиганить и перевести все это на язык нейрохимии. Да простят меня эндокринологи, нейробиологи, я дальше буду о-о-очень сильно упрощать:

  • Не высокий уровень кортизола (отвечает в том числе за стресс) и норадреналина (тоже имеет отношение к стрессу, ярости и не только, предшественник кортизола) в крови;
  • Оптимальная концентрация адреналина. Будет «мало» станет скучно, станет «много» -попадем в стресс = не безопасно. Очень сильно отвечает за концентрацию, включенность в процесс и не только;
  • Побольше окситоцина для доверия к вам, компании, задачам и коллегам рядом;
  • Скорее добавим дофамина (гормон радости и удовлетворения), чтобы легко шел к цели, и не сильно останавливался, был, что называется, «замотивирован»!
  • Поддерживаем на хорошем уровне серотонин (гормон хорошего настроения), устраиваем почаще «вспышки» эндорфина для ощущения счастья и радости)

Осталось решить, как будем вводить «все это» в организм? Вы как предпочитаете: внутривенно, перорально или через клизму? И где подешевле купить? Все, вопрос решен… Дальше можно совсем не платить (зарплату), шучу конечно. Давайте еще раз для простоты повторим магическую формулу:

Безопасно, интересно, эффективно!

И здесь крайне важно каждое прилагательное + в определенной пропорции с другими, разбираем по порядку:

Правило №1: пока нам (людям) «не безопасно», не до «интересно», и вряд ли получится в долгую «эффективно»

Мы так устроены, что любая угроза забирает и перехватывает внимание с приоритетом №1. За это отвечает лимбическая система мозга, а точнее ее участки, такие как миндалевидное тело и др. Представьте, что под вами начинает сильно трястись пол (земля) или раздается автоматная очередь за окном… Вы быстро бросите чтение, ваш мозг полностью переключится на «выживать», «спасаться». Это как раз сделает норадреналин, а за ним кортизол (гормон стресса) и не только. События пойдут по цепочке (далее снова упрощаю): сигналы от датчиков зрения, слуха, кожных рецепторов, обоняния – миндалевидное тело + другие участки мозга – гипоталамус – гипофиз – эндокринные железы … Вам уже не до «интересно», спасаться надо.

А теперь представьте, что вы сотрудник и:

  • вас могут наказать не понятно для вас «за что». И это сильно зависит от настроения руководителя;
  • что вы не понимаете, как оценивается ваша работа. С обратной связью очень плохо, ее практически нет или она не понятна;
  • вам «на голову в любой момент может упасть» новая задача со сроком «вчера». Ваши текущие 37 активных в рассмотрение не берутся;
  • любой вас может дернуть, отвлечь, потревожить, оторвать от работы в любой момент…

Как вам? Совсем ведь «не безопасно». Что происходит с организмом, когда в нас много кортизола (гормона стресса), норадреналина, да и адреналина «для полного счастья» … Мы очень плохо думаем (это не такая важная функция, когда «надо спасаться»), ужасно концентрируемся (эффект туннельного мышления, отсюда растет количество ошибок и сбоев в работе), чувствуем себя плохо (на физическом уровне), потому что вся энергия «уходит» на «нападай или беги». Отсюда злые, вечно недовольные лица, фырканье, негатив и т.п. Да, если вы думаете, что вы все это сознательно контролируете и весь такой «сознательный» … Добро пожаловать на курс лекций Роберта Сапольски в YouTube «Биология поведения человека». Много чего нового о себе узнаете, местами разочаруетесь.

Что дает ощущение «безопасно» сотруднику? Инструментов значительно больше, даю несколько «на примерить к себе»:

  • Понятные и справедливые правила (стандарты, порядки, бизнес-процессы), ожидания от него же с вашей стороны как руководителя и от других коллег;
  • Возможность достаточно быстро и безопасно (в части последствий) получить и дать обратную связь коллеге, руководителю, быть услышанным. Это дает ощущение контроля, управляемости среды, уровень стресса тогда значительно падает.
  • Эмоциональная реакция руководителя, коллег. Если на лицах (особенно руководителей) всегда все «плохо», «ты снова все сделал не так», будет фатально не «безопасно» … В этом, кстати, участвуют зеркальные нейроны нашего с вами мозга.

Человек, которому «не безопасно» НЕ МОЖЕТ физиологически работать хорошо. А именно: концентрироваться, быть внимательным, запоминать информацию о происходящем, помнить «как правильно». Это важно!

Правило №2: Как только вывели на гигиенический = нормальный уровень «безопасно», добавляйте и идите в «интересно». При этом без фанатизма, давая перерывы и отдых

Что вы хотите утром, когда выспались, здоровы, отдохнули? Еще поспать… Нет, конечно! Мы хотим «приключений», интересного, живого, нового. Так устроен наш мозг и организм. Поэтому держать фокус на «безопасно» 24 часа в сутки весьма опасно. Можно вырастить «овощ» из сотрудников своими же руками. Давайте разбираться, откуда берется «интересно» и как на это можно начать влиять. Снова несколько инструментов из большого «супового» набора:

  • Ясные, понятные цели, которые разделяет сотрудник. Оптимально, в формировании которых он же и участвовал. Автократы сейчас заскрипели зубами, но выбор всегда за вами…
  • Соответствие уровня сложности задачи и «оснащенности» (подготовки, компетентности) сотрудника. Сложная задача для не подготовленного человека = стресс, а значит не безопасно. Простая задача для «оснащенного» коллеги = скука. Потеря интереса, адреналин вниз, сложно концентрироваться… Сложная, интересная задача для подготовленного, skillованого сотрудника = состояние потока. Смотрите работы Митхай Чиксентмихайи. Это когда полное погружение в задачу, ощущение потери времени, максимально реализуется творческий потенциал, внимание к происходящему и очень приятно (попутно). Если вы научились поддерживать у себя и коллег состояние «потока» – считайте, что вы стали «добрым наркодиллером», который умеет вызывать состояние счастья в деятельности. И с вами будут готовы работать без денег, это уже без преувеличений)
  • Отсутствие «дерганий», отвлечений, шума, суеты вокруг. Ведь надо в это «интересно» погрузиться, а потерять состояние очень просто… Один звонок, напоминание о новом сообщение и на телефоне и все исчезло… Тут надо отлаживать систему коммуникацийуправление задачамисовещания, встречи и т.п.

Правило №3: Измеряйте, чтобы понимать, насколько все это «эффективно» или «уже не очень»

Не сложно сделать, чтобы было «интересно». Открываем бесплатный пивной бар на этаже, добавляем напитки покрепче, девчонок и ребят помоложе + энергичнее, включаем кино поинтереснее, усаживаем всех поудобнее, запасаемся попкорном. Вот только вряд ли вся эта «тусовка» станет «эффективной» по части бизнес-задач. Тут вам в помощь:

  • Набор инструментов традиционного менеджмента, в зависимости от уровня развития культуры компании. Управление целями, проектами, задачами, процессами, коммуникациями и т.п.
  • KPI, особенно если они прозрачны, доступны, в режиме реального времени. Прежде всего как инструмент обратной связи, а не мотивации)
  • OKR и «прочая красота»

А если вы думаете, что и без метрик (KPI, OKR) все прекрасно «обо всем» знаете, обрадую вас немного… Мы испытываем при принятии решений в зоне неопределенностей (весь мир сегодня = «большая неопределенность») 176 искажений! В том числе, благодаря особенностям работы нашего с вами мозга. И шансы, что ваше управление «на кончиках пальцев» попадет «куда надо» в 100% случаев весьма, на самом деле, не велики. Без метрик – вы глючите, безбожно глючите. И не стоит себя обманывать!

Правило №4, оно же заключительное: держите в динамическом балансе «безопасно», «интересно», «эффективно» и люди к вам точно потянутся. А результаты сильно порадуют, как и отношения в коллективе

Успехов Вам, коллега!

P.S. Помогаем развивать навыки руководства в 3-х мерном пространстве «безопасно – интересно —  эффективно» для команд руководителей в формате модульного тренинга с сопровождением «3D-Руководство: как управлять командой в BANI-мире, поддерживая динамический баланс «безопасно – интересно – эффективно» или комплексного проекта. Заявки можно оставлять на почту: shemyakin@changerun.ru.

Подписаться