Нейрохимия руководства
2 сентября 2020
Что нужно, чтобы люди хорошо и увлеченно работали, а компания при этом зарабатывала прибыль? Можно ваш вариант ответа… Какие достаточные и необходимые условия для этого вы выдвинете? Как мне кажется, надо, чтобы человек (сотрудник) чувствовал, что ему
Достаточно безопасно, по-настоящему интересно, и все это должно быть экономически эффективно
Переведем все это на язык нейрохимии (да простят меня эндокринологи, нейробиологи, я дальше буду о-о-очень сильно упрощать):
- Не высокий уровень кортизола (отвечает за стресс) и норадреналина (тоже имеет отношение к стрессу, ярости и не только) в крови;
- Оптимальная концентрация адреналина (не мало = скучно, и не много = стресс). Очень сильно отвечает за концентрацию и не только;
- Побольше окситоцина для доверия к вам, компании, задачам и коллегам рядом;
- Добавим дофамина (гормон удовольствия), чтобы легко шел к цели, и не сильно останавливался, был что называется «замотивирован»!
- Не помешает поддерживать на хорошем уровне (и почаще «поднимать») серотонин (гормон хорошего настроения), устраивать «вспышки» эндорфина для ощущения счастья и радости).
Осталось решить, как будем вводить «все это» в организм (внутривенно, перорально или через клизму) + где подешевле купить, и вопрос решен… Дальше можно совсем не платить (зарплату), шучу конечно. Давайте еще раз для простоты повторим магическую формулу:
Безопасно, интересно, эффективно!
И здесь крайне важно каждое прилагательное + в определенной пропорции с другими, разбираем по порядку:
Правило №1: пока нам (людям) «не безопасно», не до «интересно», и вряд ли получится в долгую «эффективно».
Мы так устроены, что любая угроза забирает и перехватывает внимание с приоритетом №1. За это отвечает лимбическая система мозга, а точнее ее участки такие как миндалевидное тело и др. Представьте, что под вами начинает сильно трястись пол (земля) или раздается автоматная очередь за окном… Вы быстро бросите чтение, ваш мозг полностью переключится на «выживать», «спасаться». Это как раз делает кортизол (гормон стресса) и не только, который выработается по цепочке (далее снова упрощаю) сигналов «зрение (слух, кожные рецепторы) – миндалевидное тело + другие участки мозга – гипоталамус – гипофиз – эндокринные железы …». Вам уже не до «интересно», спасаться надо.
А теперь представьте, что вы сотрудник и:
- вас могут наказать не понятно (для вас) «за что» (зависит от настроения шефа);
- что вы не понимаете, как оценивается ваша работа (с обратной связью очень плохо, практически нет);
- вам «на голову в любой момент может упасть» новая задача со сроком «вчера»;
- любой вас может дернуть, отвлечь, потревожить, оторвать от работы в любой момент…
Как вам? Совсем ведь «не безопасно». Что происходит с организмом, когда в нас много кортизола (гормона стресса), норадреналина, да и адреналина «для полного счастья» … Мы очень плохо думаем (это не такая важная функция, когда «надо спасаться»), ужасно концентрируемся (эффект туннельного мышления, отсюда растет количество ошибок и сбоев в работе), чувствуем себя плохо (на физическом уровне), потому что вся энергия «уходит» на «нападай или беги» (отсюда злые, вечно недовольные лица, фырканье, негатив и т.п.). Да, если вы думаете, что вы все это сознательно контролируете и весь такой вы (люди) «сознательный» … Добро пожаловать на курс лекций Роберта Сапольски в YouTube «Биология поведения человека» (много чего нового о себе узнаете, местами разочаруетесь).
Что дает ощущение «безопасно» сотруднику (инструментов значительно больше, даю несколько «на примерить к себе»):
- Понятные и справедливые правила (стандарты, порядки, бизнес-процессы), ожидания от него же (сотрудника) с вашей стороны (как руководителя);
- Возможность достаточно быстро (и безопасно в части последствий) получить и дать обратную связь коллеге, руководителю, быть услышанным. Это дает ощущение контроля, уровень стресса тогда значительно падает.
- Эмоциональная реакция руководителя, коллег. Если на лицах (особенно руководителей) всегда все «плохо», «ты снова все сделал не так», будет фатально не «безопасно» … В этом, кстати, участвуют зеркальные нейроны нашего с вами мозга.
Человек, которому «не безопасно» НЕ МОЖЕТ физиологически работать хорошо. А именно: концентрироваться, быть внимательным, запоминать информацию о происходящем, помнить «как правильно». Это важно!
Правило №2: Как только вывели на гигиенический (нормальный) уровень «безопасно», добавляйте и идите в «интересно» (без фанатизма)
Что вы хотите утром, когда выспались, здоровы, отдохнули? Еще поспать… Нет конечно! Мы хотим «приключений», интересного, живого, нового. Так устроен наш мозг и организм. Поэтому держать фокус на «безопасно» весьма опасно. Можно вырастить «овощ» (из своих детей, сотрудников) своими же (руководящими) руками. Давайте разбираться откуда берется «интересно» и как на это можно влиять (снова несколько инструментов из большого набора):
- Ясные, понятные цели, которые разделяет сотрудник. Оптимально, в формировании которых (целей) он же и участвовал. Автократы сейчас заскрипели зубами, но нынче «не их время» (см. на Беларусь, Хабаровск и не только).
- Соответствие уровня сложности задачи и «оснащенности» (подготовки, компетентности) сотрудника. Сложная задача для не подготовленного человека = стресс (не безопасно). Простая задача для «оснащенного» коллеги = скука (потеря интереса, адреналин вниз, сложно концентрироваться). Сложная, интересная задача для подготовленного, skillованого сотрудника = состояние потока (см. М. Чиксентмихайи). Это когда полное погружение в задачу, ощущение потери времени, мах творческий потенциал, внимание к происходящему и очень приятно (попутно), если вы научились поддерживать у себя и коллег состояние «потока» – считайте, что вы стали «добрым наркодиллером, который умеет вызывать состояние счастья в деятельности». И с вами будут готовы работать без денег, это уже без преувеличений )
- Отсутствие «дерганий», отвлечений, шума, суеты вокруг. Ведь надо в это «интересно» погрузиться, а потерять состояние очень просто… Один звонок, и все исчезло… Тут надо отлаживать систему коммуникаций, управление задачами, совещания, встречи и т.п.
Правило №3: Измеряйте, чтобы понимать, насколько все это «эффективно» (или уже не очень)
Не сложно сделать, чтобы было «интересно». Открываем бесплатный пивной бар на этаже, добавляем напитки покрепче, девчонок и ребят помоложе + энергичнее, включаем кино поинтереснее, усаживаем всех поудобнее, запасаемся попкорном. Вот только вряд ли вся эта «тусовка» станет «эффективной» по части бизнес-задач. Тут вам в помощь:
- Набор инструментов традиционного менеджмента, в зависимости от уровня развития культуры компании. Управление проектами, задачами, процессами, коммуникациями и т.п.
- KPI, особенно если они прозрачны, доступны, в режиме реального времени (прежде всего как инструмент обратной связи, а не мотивации) Завтра, кстати можно разораться с этим вопросом на вебинаре в 11.00: https://om.changerun.ru/vebinar
- OKR и «прочая красота»
А если вы думаете, что и без метрик (KPI, OKR) все прекрасно «обо всем» знаете, обрадую вас немного… Мы испытываем при принятии решений в зоне неопределенностей (весь VUCA-мир сегодня = «большая неопределенность») 176 искажений! В том числе, благодаря особенностям работы нашего с вами мозга. 176, дорогой мой (см. Д. Канеман и другие последователи), я не опечатался. И шансы, что ваше управление «на кончиках пальцев» попадет «куда надо» в 100% случаев весьма, на самом деле, не велики. Без метрик – вы глючите, безбожно глючите. И не стоит себя обманывать!
Правило №4, оно же заключительное: держите в динамическом балансе «безопасно», «интересно», «эффективно» и люди (сотрудники) к вам точно потянутся. А результаты сильно порадуют, как и отношения в коллективе
Успехов Вам, коллега!
P.S. Помогаем развивать навыки руководства в 3-х мерном пространстве «безопасно – интересно — эффективно» для команд руководителей в формате модульного тренинга с сопровождением «Системное руководство» или комплексного проекта. Заявки можно писать на shemyakin@changerun.ru.