+7 (499) 110-76-43

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНОЕ РУКОВОДСТВО "КУЛЬТУРА И..."

Узнайте, какая культура сейчас в вашей компании, как выстраивать исходя из этого управление целями, бизнес-процессами, задачами, какая оргструктура подойдет вам лучше всего
Получить бесплатно Telegram

Можно ли сделать компанию робастной (устойчивой при воздействии различных возмущающих факторов)?

13 июля 2016

Как инженер по автоматизации, позволю себе поумничать на 2 минуты. В рамках теории управления системами, а бизнес — это яркий представитель нелинейных систем… Рассматривается понятие робастности.

Давайте переведем это страшное слово

Если по науке, будет примерно так. Робастность — состояние, в котором характеристики системы (технологии, процесса) нечувствительны к воздействию дестабилизирующих факторов. Если по-русски и про бизнес, я бы сказал следующее. Робастность компании – это помехоустойчивость и способность выполнять свою задачу при воздействии различных возмущающих факторов.

А с чем связаны основные возмущающие факторы в бизнесе?

Как мне кажется, с людьми. Не то, чтобы люди – это очень сложные создания. Просто «нелинейности», а отсюда вытекающей сложности в управлении, в нас гораздо больше, чем, скажем, в ноутбуке, столе, станке с ЧПУ, системе электронного документооборота. Да и производительность (наша с вами) очень сильно зависит от «настроения» пятки левой ноги. Разве не так? И тогда резонный вопрос, и тема для размышления сегодня

Главные возмущающие факторы, связанные с людьми + что с этим делать

Набросайте свои варианты. ТОП3, на вскидку. Будьте проще, все гораздо приземлённее. Любой из нас (руководитель) переживает в трех случаях:

  • Когда получает заявление об увольнении.
  • Когда вдруг (неожиданно) заболевает и не выходит сотрудник. Который сегодня должен ехать на встречу с ключевым клиентом для подписания контракта на …цать млн рублей.
  • Когда в рамках важной задачи, специалист «выпадает» из процесса по бытовым вопросам (надо встретить маму, забрать ребенка из садика). Вроде не откажешь, а дело «встает»…

По первому пункту, страшная история из моей практики.

2009 год. Делаем проект на сумму 28 млн рублей, 12 разных (и достаточно сложных) инженерных систем, которые контролирую всю энергетику г. Астрахани (РДУ СО ЕЭС). Монтажные работы длились год, подходим с пуско-наладке и испытаниям. Остается 1 месяц до сдачи. Кто в теме, знает… В этот период и выползают самые большие ошибки, которые надо быстро исправлять. И на объекте (почти всегда) «живет» до момента сдачи тот, кто все строил и координировал процесс. С Москвы ожидается комиссия для приемки из 15 ведущих инженеров. А у нас приятный сюрприз. Приходит Руководитель проекта и говорит: «Мне предложили отличную работу на буровой платформе BP, и через 3 дня мне нужно улететь». Дальше рассказывать не буду, приключения были интересные. Важно не это, главное правильные выводы из ситуации.

Я твердо тогда решил для себя: «Больше этого не повторится». И пораскинув мозгами, ввел в компании

Матрицу замещения должностей

Как основной инструмент обеспечения робастности, связанной с людьми. Пример (фрагмент) скачивайте по ссылке: https://drive.google.com/file/d/0B20jnVgOw_WgcWVpMzFNVF8tTDA/view?usp=sharing.

Суть и основные принципы очень просты:

1. Каждого сотрудника должен на ходу подменять другой сотрудник. Причина не важна. Нет сотрудника, если ты по матрице его замещаешь: «К станку!»

2. На каждого сотрудника должен быть запланирован основной и резервный вариант замещения. Всяко в жизни бывает…

3. За замещение (не по причине отпуска) одного-другим, никому и никто не доплачивает.

4. Сотрудники, замещающие кого-либо по «Матрице замещения должностей», должны быть обучены этому функционалу (что и как делает тот, кто его замещает).

5. Все обязанности в части замещения, должны быть отражены в соответствующей «Должностной инструкции» сотрудника.

Пока больше вопросов, чем ответов скажете вы…

И это нормально. Все в одном письме не раскроешь. А я вам предлагаю набросать первый вариант своей «Матрицы замещения должностей». И прийти с ним на ближайший тренинг «Скованные одной целью: построение системы целей и бизнес-процессов», там все разберем и доведем до ума. Тренинг пройдет 5 и 6 декабря в Москве. Задать вопросы и записаться можно по телефону: (495) 507-8793.

 

Подписаться