+7 (499) 110-76-43

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНОЕ РУКОВОДСТВО "КУЛЬТУРА И..."

Узнайте, какая культура сейчас в вашей компании, как выстраивать исходя из этого управление целями, бизнес-процессами, задачами, какая оргструктура подойдет вам лучше всего
Получить бесплатно Telegram

Люди или система: что важнее сегодня?

25 ноября 2020

Есть такое мнение, что the right people do the right things (правильные люди делают правильные вещи)

А вы с этим мнением согласны? Лично я не совсем, давайте попробую уточнить свою позицию и заодно вместе разберемся. Мне кажется, в этом выражении не хватает одного важного компонента, чтобы было математически «достаточно и необходимо». Из названия понятно, что речь идет о системе. И тут второй уточняющий вопрос:

Что важнее (в бизнесе, сегодня): система или люди?

Не спешите отвечать, тут все совсем не так просто и очевидно. Надо прояснить, что мы будем называть той самой «системой». Давайте договариваться, коллега… Предлагаю нам с вами дальше системой называть совокупность взаимосвязанных элементов, организованных определенным образом для достижения какой-либо цели. Тут (в определении) есть 3 важных компонента:

  • Элементы. Для бизнеса – это люди, объединенные в команды.
  • Взаимосвязи между элементами. Например, информационные или финансовые. Попробуйте без зарплаты договориться с людьми о совместной работе «на благо акционеров (владельцев)». Сомнительное, с точки зрения успешности, мероприятие, надо сказать)
  • Цель (существования этой самой системы).

В этом ключе выдвигаю идею

Правильные люди «в неправильной системе», скорее всего, не смогут делать правильные вещи

Давайте представим, что вам в это не простое для российской экономики время надо придумать и вывести на рынок новый продукт (услугу). Вы находите хорошего (по-настоящему) продакт-менеджера, подбираете вместе с ним толковых (по-настоящему), вовлеченных помощников. Они креативят, работают, генерируют хорошие идеи, начинают тестировать гипотезы в поте лица… Одна «проблемка» (или две), ваша (наша в примере) компания жутко бюрократична (надо пройти семь кругов ада, чтобы что-то согласовать) и очень токсична (вам десять раз захотят «вставить палки в колеса» соседи по цеху, вместо того чтобы 1 раз «просто помочь», потому что большинство хочет стать свидетелем вашего фатального факапа = провала).

И вот уже у нашего продакт-менеджера начинают «опускаться руки» (устал согласовывать и пересогласовывать). Токсичность атмосферы начинает разъедать как соляная кислота самые прекрасные идеи и начинания на самом корню… Я это видел не раз как сотрудник, в больших, зарегулированных компаниях. И как консультант в проектах. Отсюда и родилась идея, чтобы первым делом

Критическая масса «правильных людей» попробовала сделать правильную систему (как фундамент для последующих изменений к лучшему)

Например:

  • Уменьшила токсичность в примере выше через эффективную систему коммуникаций и обратной связи в режиме реального времени;
  • Добавила прозрачности через удобную систему планирования и трекинга задач;
  • Перешла от бюрократичного, дорогого, долгого «вертикального контроля-наказания» к «горизонтальному контролю-помощи» в модели цепочки «поставщик/клиент» (внутренний или внешний)

Во что я действительно верю, так это в то, что…

Правильные люди могут сделать правильную систему (адаптивную, устойчивую, эффективную)

Точнее часть работы правильных людей сегодня – улучшать систему (в которой им же и работать). Делать ее каждый день немного лучше. Так как в перспективе:

  1. «Правильная система» помогает каждому, кто в ней работает. Является для него (для сотрудника) усилителем возможностей, помогает раскрыть потенциал и получить синергетический эффект. «Правильная система» — экзоскелет для людей, который помогает делать быстрее, лучше, эффективнее, с большим удовольствием.
  2. «Неправильная система» будет тормозить, замедлять, блокировать, уменьшать вклад каждого. Большая часть энергии в ней будет уходить на конфликты, бюрократичные согласования и прочие потери (не даром японцы это называют – муда). «Неправильная система» — тяжелый «груз и бремя» для каждого сотрудника, которая отбирает (расходует) львиную долю усилий на «внутрисистемное трение между элементами».

Так что важнее: люди или система?

С учетом того, что первые (люди) важные (основные я бы даже сказал) элементы второй (системы), тут можно долго спорить по части «причинно-следственной связи». Выгоднее оставить философию вопроса в стороне и пробовать поступать следующим образом:

  1. Развивать системное мышление у правильных людей = учить их видеть систему во всем богатстве взаимосвязей и возможностей.
  2. Часть времени и сил людей направить на то, чтобы они делали (развивали) «правильную систему» своими же руками и головой.
  3. Научиться находить правильных людей, которые будут попадать в правильную систему и быстро в ней адаптироваться (хочется добавить «правильно адаптироваться»).
  4. Которым вы будете развивать системное мышление… И далее вступит в дело та самая усиливающая системная обратная связь.

И тогда правильные люди в правильной системе будут делать правильные вещи!

Как вам такая идея?)

Подписаться