+7 (499) 110-76-43

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНОЕ РУКОВОДСТВО "КУЛЬТУРА И..."

Узнайте, какая культура сейчас в вашей компании, как выстраивать исходя из этого управление целями, бизнес-процессами, задачами, какая оргструктура подойдет вам лучше всего
Получить бесплатно Telegram

Культура, страх и кризис

1 июня 2022

Сегодня мы продолжим диалог про культуру (кто пропустил – 1-ая часть доступна тут), познакомимся с моделью спиральной динамики (кто в курсе, может пропустить первую половину) и разберемся как можно развивать эту модель с учетом кризисов жанра. Готовы?

Сделали прошлое домашнее задание? Оно нам сегодня пригодится, можете просто почитать. Поехали! Спиральная динамика — это эволюционная модель (авторы Дон Бек, Кен Уилбер, Клер Грейвз и другие), описывающая уровни и закономерности развития личности человека, группы, команды и организации. Каждому цветовому уровню (различают от 7 до 8 уровней в разной версии моделей) свойственны определенные модели мышления, общения и взаимодействия людей, зная и понимая которые, можно эффективнее выстраивать работу и развитие компании (команды).

Возьмем нас с вами для рассмотрения развития, человека:

  • Культура выживания. Рождается ребенок, ничего почти об этом мире не знает. Помните такое? Ребенок кричит, когда хочет есть, когда ему холодно, жарко, больно… Радуется, улыбается, весело играет, когда все хорошо. Выживает, одним словом (как получится). Какова общая метафора этой культуры? Одинокий человек выживает в непонятном, опасном мире. Тревожно? Да, и совсем не обязательно в детском возрасте. Если меня с вами поместить в лагерь, совсем не пионерский, а концентрационный, скажем, мы быстро скатимся в культуру выживания. Многие оказываются на этом уровне, если оказались без сбережений, неожиданно заболели, потеряли источник дохода. А ипотека, кредиты, расходы – осталась, как это ни странно… Переход (падение в этот культурный слой) может быть массовым. Помните такое в истории России? В период развала СССР довольно много людей потеряли работу и доход, и выживали за счет личной инициативы и энергии. На этом же уровне мы можем оказаться, когда приходим на новую работу в незнакомую компанию, открываем новый бизнес, меняем место жительства. Для многих актуально в текущий момент… Какая главная ценность на этом этапе? Выжить любой ценой и обезопасить себя. Жить!

 

  • Культура принадлежности. Ребенок растет, начинает понимать, что рядом есть мама, папа, я, семья (какая-то), люди рядом (в ближнем окружении). Семья становится (для многих) островком безопасности и понятного устройства, в то время как мир за ее пределами – непонятен и поэтому опасен. Выходишь на улицу, там парень какой-то задиристый, может и по шее навалять (а это уже провоцирует движение вниз к культуре принадлежности). Но есть и «волшебники» (шаманы), которые знают «заклинания» и умеют усмирять «враждебный мир». Например, папа, который быстро объяснил парню «политику партии». Или руководитель, который умеет считать KPI, правильно выбирать приоритетные задачи, решать сложные вопросы со сложными клиентами, а там и премия не за горами. Приходя в новую компанию, мы попадаем на фиолетовый уровень, появляются коллеги-друзья, которым можно доверять. В какую сторону меняются ценности на этом этапе? «Мы – одна семья», важно ставить интересы семьи выше своих. Важный момент: развитие от одного культурного слоя до другого никто вам не обещает. Больше того, можно и вниз скатиться при определенных обстоятельствах… Мы скорее рассматриваем положительный вариант развития событий здесь и ниже. А вы пока подумайте, за счет чего происходит развитие культуры?

 

  • Культура силы. Наш герой-ребенок идет в детский сад. Играет себе в песочнице… И тут один из других детей решил отнять его любимую игрушку. Что сделаем? Попробуем дать отпор, показать, что это (игрушка) – наше. Это может получиться, а может быть и нет. Красный уровень культуры приносит осознание, что окружающий мир можно изменять и подчинять себе силой. Знакомо? Это уровень подвигов и героев. Лично мне хорошо запомнился один из ярких представителей (героев) в лице Геракла. В современном мире бизнеса тоже есть «свои герои» – харизматичные лидеры, которые уверены, что добьются успеха несмотря ни на что. И на уровне стран, государств, к сожалению, тоже… Герой чаще всего – одиночка, и его силе всегда существует предел (он только иногда об этом забывает), который находит ответ на следующем уровне развития культуры. Как вы догадались, следующий уровень развития культуры (любой) отвечает на вызовы и трудности предыдущего.

 

  • Культура правил. Наш ребенок растет, попадает в школу. А в школе (не только в школе надо сказать) есть правила. Время начала занятий, говорить по поднятой руке, не выучил урок – «2». Тут надо отметить, что есть и другие школы, где можно зайти в класс когда хочешь и покинуть его тоже. Где нет оценок, культура в основе «немного» другая, но об этом не сегодня. Чтобы сила была справедливой и сдержанной (проблема уровня культуры силы), нужны работающие правила. Правила есть у групп, команд, компаний, объединений, государств… Научиться о них (правилах) договариваться и соблюдать – важный скилл, не сформировав который, можно и не мечтать двигаться дальше по спирали. Главное тут, чтобы систему (и себя вместе с ней, как часть системы) не зарегулировать. Культура (любая), и эта тоже – не является хорошей или плохой. Скорее, на каждом уровне развития есть «темная сторона» (проявления культуры) и «светлая сторона». Подумайте (опционально), какие темные и светлые стороны проявления есть во всех культурах? Что свойственно вашей компании в этой части?

 

  • Культура успеха следующий этап развития по спирали. Напомню, траектория движения может быть как вверх, так и вниз… Наш взрослый ребенок, теперь уже юноша или девушка выходит на рынок труда. Его (ее) пьянит и манит успех. Карьера, движение вверх становится главным. Захватывает, увлекает, в этом становится много энергии, драйва, желания. Современное индустриальное общество – это преимущественно оранжевый мир (если говорить про США, страны ЕС, про Россию можете сами додумать). Вот только растущая неравномерность доходов, бессмысленность гонки за все новыми успехами, выгорание (обратная сторона высокой вовлеченности на длинной дистанции), а также отсутствие заботы о других (рядом) приводят к масштабным кризисам и экологическим катастрофам, являются стимулом для выхода на следующий, зеленый уровень развития.

 

  • Культура согласия. Пока наш герой строил карьеру… «По дороге» потерял хороших друзей, отношения со своей семьей, друзей в окружении, детей стал видеть только спящими. Грустная и знакомая история для многих. Замечали? Происходит осознание, что «жизнь уходит», ценности каждого человека и мира в целом. Становится понятным, что, если вместе двигаться к счастью и улучшению, возможно благ хватит на всех. Это этап поиска компромиссов, согласия и равенства. Наш (уже взрослый) герой становится на путь поиска духовности, смысла, «общего счастья». С чем связана основная проблема зеленого уровня? Да, начинает хромать результативность и эффективность движения. К сожалению, идея о том, что если хорошие люди вместе делают общее благородное дело, то у них получится потрясающий результат, может быть ошибочна… Результат не гарантирован, у одних он получится, а у других – нет, факторов, влияющих на результат, огромное множество. А консенсус оказывается дорог при принятии решений, порождает обсуждения и остановку движения. Пора двигаться дальше (тут стоит заметить, что на этом уровне развития находятся десятые доли процента компаний всего мира) … На уровень

 

  • Культура творчества. Которая является выходом из противоречий зеленого уровня. Снова (это чередуется от цвета к цвету, от «я» к «мы») происходит переключение фокуса на индивидуума и делается удивительное открытие… Оказывается люди – уникальны, и разным людям нужно разное счастье. Наш взрослый герой учится замечать различия, разницу, уважать ее, появляется толерантность, терпимость к разнообразию. Как и в компаниях, которым посчастливилось пройти сложный путь и оказаться на этом уровне. Казалось бы, очевидно, но именно это открытие превращает жизнь из игры с нулевой суммой в игру с положительным результатом. Если люди дополняют друг друга, то счастье (успех, выигрыш) одного не означает несчастья (провала, проигрыша) другого, а наоборот -ему тоже может принести счастье. На этом уровне становится понятно, что игра «выиграл-выиграл» вполне возможна, если иначе посмотреть на «пирог». Фантастика и миф, именно так реагируют многие. Особенно размышляя из картины мира принадлежности, силы, правил или успеха. И это не предел совершенства, как говорят)

 

  • Культура синтеза. Тот самый бирюзовый и обросший легендами уровень развития. Пока компаний, устойчиво соответствующих этому, «не найдено». Но стоит отметить, что 100 лет назад, выше культуры правил почти никто не поднимался) На бирюзовом уровне весь мир видится как сложная, сетевая, децентрализованная структура разномасштабных организаций и сообществ желтого (предыдущего) уровня. Этот уровень развития сейчас есть преимущественно в теоретических представлениях, как синтез глобального мышления зеленого уровня с самореализацией в деятельности в команде желтого. Поэтому и мы пока сильно про него фантазировать не будем, зачем ограничивать перспективы)

Сведем в картинку, что получилось:

Где, как вам кажется, находится ваша компания сегодня? Хочу предупредить… Практика показывает, что люди (а вместе с ними и компании) себя переоценивают обычно на 2-3 ступени. Когда я провожу корпоративный тренинг «Культура: как ей управлять в вашей компании, чтобы она «не пожирала все ваши лучшие намерения на завтрак», 85% группы оказываются вдруг (по их же мнению) «оранжевыми», «зелеными», «бирюзовыми» … По факту же зеленых и выше менее 0,04% в мире. После диалога и этапа демонстрации анонимных результатов опросов + диагностики (можем сделать и для вас), картина неожиданно «падает» на 2-3 ступеньки вниз. Неприятно, но без честности сильную культуру не построить. А у меня следующий вопрос:

Что удерживает нас (вас, вашу компанию) в одном из цветов? Что является основным препятствием, чтобы развиваться дальше? Конечно же, страх. Чего вы больше всего боитесь? Это будет диагностическим моментом для знакомства со списком самых больших страхов, свойственных на том или ином уровне развития культуры:

  • В культуре выживания живет главный, животный страх умереть. Он определяет поступки, поэтому здесь так легко можно «убить» другого (в прямом и переносном смысле). Стоит отметить, что любой, и этот страх тоже, вполне себе не безосновательный. Если выйти из окна пятого этажа, вполне себе можно умереть. Но при этом страх (как и любой другой) не должен вас парализовывать, чтобы спокойно проходить мимо окна и не обходить его за 10 метров.
  • В культуре принадлежности доминирующим становится страх быть изгнанным из семьи (общины, племени, группы, команды). Компания здесь как раз то самое «племя». Знаете истории, про взрослых людей, которые в 25 или даже 40 с хвостом боятся покинуть семейный очаг (живут с мамой)? Этот страх сформировался эволюционно, несколько веков назад. Когда остаться «вне племени» означало верную смерть.
  • В культуре силы ужас охватывает при мысли… Проиграть, показать свою слабость, уязвимость. Именно поэтому ярко-красные лидеры часто «завершают» свой путь инсультами, инфарктами и другими неприятными «остановками». Не проявлять свою уязвимость – это дорого стоит (надо сказать). В стае волков, если вдруг «Акела промахнулся!», следующим шагом Акелу ждет смерть…
  • В культуре правил становится очень страшно нарушить правила. Даже обсуждение этого вызывает протест и дрожь в коленях. Как можно?! Вы что, с ума сошли? Никто не должен нарушать правила!
  • В культуре успеха оранжевые жутко боятся упустить возможность… Как можно «не оставить вмятину во вселенной (которой на вас если честно, глубоко … и параллельно)!» Чтобы не было больно за бесцельно прожитые годы. Это, скорее всего, тоже про оранжевых)
  • В культуре согласия люди очень боятся кого-то обидеть, задеть, увидеть и обнаружить «несогласие», отсутствие гармонии… Хотя гармонии этот мир никому не обещал)

Себя обнаружили? Тогда можем двигаться дальше. Какое главное условие для перехода от одного уровня развития культуры на следующий? Мне кажется, преодоление страха, обострение и разрешение кризиса. Посмотрим повнимательнее, как и где это проявляется:

  • Какой кризис в культуре выживания? Просто тяжело, постоянно-то выживать (ресурсов не напасешься). Пробовали, помните? Это же стресс. Постоянный, длительный, бесконечный, изматывающий стресс. Решение (преодоление кризиса) — создать условия для близости и общности, чтобы перейти на фиолетовый уровень.
  • Кризис культуры принадлежности: команда «тухнет» изнутри, нет побед (только «опасный̆ внешний̆ мир»), «работать не хотим». Решение: создать условия для продуктивной борьбы красного уровня, начать применять справедливую силу (там, где это необходимо, в нужном объеме).
  • Кризис культуры силы: конфликты, агрессия, диктатура, низкая управляемость. Решение: создать (лучше вместе с командой) и сделать работающими (без красного лидера) правила.
  • Кризис культура правил: избыток бюрократии, тяжеловесность, зарегулированность, главенство процесса над результатом. Решение: сделать приоритетом №1 – эффективность и самостоятельность. Научиться адаптировать правила под изменяющуюся реальность, окружающий мир.
  • Кризис культуры успеха: зацикленность на успехе, выгорание, отсутствие смысла. Решение: искать баланса, гармонии, учитывать интересы всех сторон (участников команды, партнеров и не только).

Обратили внимание, что

Каждый следующий уровень развития культуры – лекарство (ответ) для кризиса предыдущего уровня и одновременно… Ограничение для перехода на следующий уровень, когда наступит для этого время.

Если дочитали и отзывается, предлагаю самостоятельное задание на эту неделю:

  • Какие проявления культуры есть в вашей компании?
  • Какой цвет на сегодня доминирующий?
  • В какой кризис уперлась ваша компания (или подходит к нему)?
  • Подумайте, какие темные и светлые стороны проявления есть в культуре вашей компании?
  • Что и как планируете с этим делать (ответ на вопрос №4 выше)?
Подписаться