+7 (499) 110-76-43

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНОЕ РУКОВОДСТВО "КУЛЬТУРА И..."

Узнайте, какая культура сейчас в вашей компании, как выстраивать исходя из этого управление целями, бизнес-процессами, задачами, какая оргструктура подойдет вам лучше всего
Получить бесплатно Telegram

Культура и процессы компании

21 июня 2022

Сегодня хочу продолжить линию обсуждения «Культура и …». Как влияет культура компании на выбор системы управления целями мы обсуждали в прошлой статье. Если вдруг вы только подключились, рекомендую познакомиться с предыдущими «сериями», чтобы быть в контексте. А я перехожу к процессам, с вашего позволения. Скажу абсолютно честно, что лет 10 назад, если бы вы ко мне подошли как клиент, коллега, просто знакомый предприниматель и задали вопрос: «Как мне повысить эффективность моего бизнеса?», я бы, недолго думая (точнее, не думая), выдал бы что-то наподобие:

Надо описать, регламентировать и внедрить процессный подход. Точка!

Как вам такая рекомендация? Вы, наверняка, уже об этом слышали? Ну хотя бы раз… Спешу расстроить или обрадовать, вас сильно вводят в заблуждение… Порой не со зла и по незнанию, врут и не договаривают.

Точнее так. Не всем (далеко не всем) это «лекарство» подойдет с учетом специфики «вашего текущего диагноза», ситуации, целей, картины мира. Выбор набора инструментов (любых) очень сильно зависит от:

  1. Ценностей и «картины мира» собственника + ключевых 2-5 сотрудников компании. И если «порядок» там (в голове, в той самой «картине мира») далеко не в приоритетах, работа по «описанию бизнес-процессов» будет в мусор. В лучшем случае, стопка макулатуры на полке руководителя и непонимание «что с этим делать». И как бездарно было потрачено время на все «это».
  2. Возраста компании, текущей ситуации и выбранной рыночной ниши. Есть много отраслей, где не «регламентацией бизнес-процессов» сегодня стоит решать вопросы эффективности, а, скажем, простой, налаженной системой постановки и контроля задач (поручений). Если вы «дикий, наглый, молодой стартап», и у вас нет рабочей гипотезы ценности в части продукта, то вам в самый раз погрузиться в Lean Startup методологию, работать с MVP (для экономии не расшифровываю, можно поискать в интернете), наладить простую систему коммуникаций в команде. И до нормальных продаж + маржи к бизнес-процессам можно не прикасаться… Поверьте, я поступал как-то раз иначе, это дорого и глупо)
  3. Уровня развития культуры компании. Фиолетовая (я о цвете культуры по спиральной динамике), красная, синяя, оранжевая и зеленая «оптимизации бизнес-процессов» отличаются также… Как отличается задача по налаживанию отношений в семье, когда у вас на страте: молодой человек (не важно какого пола) в возрасте 17 лет с нулевым опытом отношений в прошлом, бывший семьянин с «не удачным опытом» и высоким эмоциональным интеллектом, мужик 47 лет с «тонной тараканов», «десятками твердых принципов» в голове и 4-мя разводами за плечами. Это же разные ситуации?

Мне кажется, даже определение «бизнес-процесс» будет разным для разных культур. Как вам? Возможно, это моя дерзкая фантазия. Да и сущность (бизнес-процесс) скорее с ярко-выраженными оттенками «синего цвета». И в культуре правил я бы его определил примерно так… Бизнес-процесс — это совокупность взаимосвязанных работ (действий), направленных на создание определённого ценного продукта (ценности) для внутреннего или внешнего клиента.

Понимаете, о чем я? Давайте попробуем вместе разобраться. Очень надеюсь, что вам уже понятна палитра цветов культуры вашей компании по спиральной динамике. Или вы все пропустили, только читаете?) Я осознанно заострю внимание на 5 цветах, которые чаще встречаются в природе российской деловой, нашей с вами действительности. Находите свой случай и попробуйте примерить:

  1. У вас фиолетовая культура принадлежности? Какая цель на этом этапе системы управления? Не торопитесь читать, подумайте немного, может, ваши ответы будут лучше моих) Мне кажется, достаточно простая и приземленная. Вовлечь всех в работу на общее благо компании. Ставить интересы компании, выше своих личных. Приучить людей работать = делать дело. И что делать с бизнес-процессами фиолетовым? Почти ничего, все равно «на этом этапе» толком ничего не приживется:) А вот задачи начать материализовывать, ставить их в единой среде, назначать ответственных, наладить по ним контроль здоровый, не относиться равнодушно к просрочке – вполне себе в самый раз… Нагружать людей разумно – да, получать обратную связь (от них же) – конечно, да, учиться коммуницировать и реально решать вопросы (а не просто тусоваться и трещать в курилке) – тоже да. Описывать и регламентировать бизнес-процессы фиолетовым… Скорее – нет, рано и вряд ли приживется. Проверяли когда-нибудь? Почему? Потому что много еще «инфантильности», отсутствия дисциплины, последовательности и безответственности в головах. И «лечить» все это будет после прохождения кризиса…
  2. Требовательный, разумный, внимательный (хорошо бы) лидер в красной культуре силы. Завалил сроки по важной задаче – получи. Заскучал недовольный клиент на твоем участке работы – вот тебе «волшебный пендель». Не понятно, как и что делать «здесь» и «в этом случае» – бежим к нему же (лидеру). Что, пора браться за бизнес-процессы? Далеко не факт. Надо, чтобы он (наш красный лидер) «наелся своей власти», от централизованного управления устал (по самое «не хочу») и в режиме одностороннего принятия решений «начал рваться на части». Да, а вы как думали? Можно браться за бизнес-процессы на этом уровне развития, ТОЛЬКО если лидер УЖЕ схватил кризис этого уровня = кризис управляемости. Или он же сам, первый созданный вами и командой бизнес-процесс, на второй же день «пустит под откос», начав как обычно управлять вручную. Сам! Потому что привык, потому что «как же можно иначе с этими бестолковыми сотрудниками». Это отражение его картины мира, которой люди вокруг часто будут соответствовать… И это я видел не в одном проекте, когда мы брались за «красную компанию». И сам таким был, долго и нудно. А «красных компаний» в России, так для справки, больше 50%. Да и если посмотреть на нашу политическую арену, не так быстро этой властью «наедаются». Поэтому аккуратнее с «красной оптимизацией бизнес-процессов». А вот простые чек-листы, типовые отчеты, понятные цели, прозрачная вертикаль власти, система совещаний, протоколы собраний, система контроля и постановки поручений, стандарты организации времени на этом витке развития культуры будут в самый раз. И подготовят вас к переходу на следующий виток развития…
  3. Если вы в синей культуре правил, то вас смело можно поздравить! Все с комбинацией «… бизнес-процессов» в названии создано для вас. Будет как раз «то, что доктор прописал». Здесь и матрица ответственности, и регламенты, и процессные должностные инструкции, и KPI, и канбан, и многое другое расцветет в полной красе. Но есть плохая новость, точнее две. №1: в России таких, мягко говоря, маловато, чтобы «были готовы жить по правилам». №2: можно так переборщить с регламентацией, что вам самим станет тошно от тонны правил, стандартов, которые еще надо поддерживать в актуальном состоянии. Меняться же вместе с внешним BANI-миром никто не отменял) Я в свое время нахлебался всего этого, будучи «синим руководителем». Хочу напомнить, на всякий случай… Если вы поднимаетесь на следующий слой культуры, предыдущий никуда не исчезает. Не работают правила, применяется сила по справедливым правилам. Это нормально. А с теми, кто соблюдает установленные правила – она (сила) не нужна. И еще один важный момент. Любители синей культуры мечтают о «идеально-описанной и работающей бизнес-машине». Так ведь? Которой в природе не существует. Потому что выживает по Дарвину самый адаптивный, а не самый «механичный, описанный и регламентированный». Именно так работает наш с вами организм… Пока вы все это читаете, у вас умерло более 100 млн клеток и было создано столько же. И так каждую минуту.
  4. Поэтому на следующем витке эволюции, чтобы быстрее работать с изменениями появляется оранжевая культура успеха. В ней «победителей не судят», поэтому правила (стандарты, процессы, регламенты) мы уважаем. Но если надо (для дела), их же (правила) можно нарушить, создать новые и никто сильно не расстроится. Разве только «синий представитель руководства» будет ворчать весь день) Весь фокус на целях, проектах, тут, мне кажется, возникает конфликт «процесс/проект». Потому что и первым (процессам), и вторым (проектам) нужны ресурсы, люди, время, энергия. Всего этого начинает не хватать, люди начинают перерабатывать, выгорать, коммуникации и процессы ломаться. На этом уровне в части процессов стоит делать фокус на управление проектами, конфликтами, напряжениями, распределении ответственности, метриках, системе совещаний и коммуникаций, бизнес-аналитике. Живых процессах, которые улучшают (создают, разрушают, поправляют) сами сотрудники. Здесь царство поиска баланса «изменения/стабильность», Change|Run.
  5. И если вам посчастливилось, а это пока статистически маловероятно… Оказаться в мире зеленой культуры согласия… Пришло время делать процессы еще более живыми, еще более простыми, еще более адаптивными, еще более децентрализованными. Отпускаем контроль. Меняем терминологию и подходы: матрицу ответственности на «соглашение об ответственности», должностную инструкцию на описание доменов и ролей. Находим и осваиваем что-то из области социократии, холократии. Ваш словарь наполняется холонами, кругами, ролями, консентом, обещаниями (а не задачами). Здесь фокус в части процессов станет уже на коммуникациях, обратной связи в режиме реального времени, управлении ответственностью (но уже не так, как у оранжевых или синих), оценке 360, модерации совещаний (которых становится значительно больше, договариваться же теперь надо со всеми), управлении ценностями, гибком управлении всем… Многие мечтают сразу нырнуть на этот уровень. Как вам такая идея? Мне кажется, не получится, отбросит моментом в «фиолетовую инфантильную культуру принадлежности». Потому что слабоват «красный контур» (нет силы), «синий контур» (правила не работают, вакханалия получается, договариваться еще не умеем), «оранжевый контур» (не понятно, кто и куда идет, как это все скоординировать). Набирайтесь терпения, развивайтесь последовательно…

И если посчастливится, расскажите, как стоит работать с процессами на бирюзовом уровне развития культуры синтеза. Найдете рецепт золотого баланса «хаос/порядок». Именно так функционирует любая живая, антихрупкая и адаптивная система. А я с удовольствием поучусь и позаимствую в свою копилку с вашего позволения. Поможете?

Самостоятельное задание для тех, кто любит по максимуму:

  1. Как сейчас вы работает с сущностью «бизнес-процессы»?
  2. На сколько это соответствует вашей доминирующей культуре?
  3. Куда и как можно повернуть, что и как можно добавить/изменить в ближайший месяц для лучшего соответствия?

Успехов вам в аккуратном перекрашивании и адаптации процессного подхода с учетом культуры своей компании!

Подписаться