+7 (499) 110-76-43

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНОЕ РУКОВОДСТВО "КУЛЬТУРА И..."

Узнайте, какая культура сейчас в вашей компании, как выстраивать исходя из этого управление целями, бизнес-процессами, задачами, какая оргструктура подойдет вам лучше всего
Получить бесплатно Telegram

Куда уходит время ваших продавцов

12 июля 2016

«Продать» становится сложнее, чем «сделать»

Вы можете создавать отличные продукты (услуги). Но если ваши замечательные разработки не донести до рынка и потребителей, скорее всего, надолго вас не хватит. Деньги закончатся, окружение посмотрит с упреком. И именно по этой причине вы решаете нанять продавца. Торгового представителя, менеджера по продажам, агента, sales-менеджера и т.п. Название не так важно.

А если масштаб компании серьезный, приходится создавать целую структуру(ы). Отдел маркетинга, отдел продаж, клиентский отдел, колл-центр и т.п. И кажется, что теперь жизнь заиграет новыми красками. Вы устанете подписывать контракты, будете не успевать отслеживать поступления на расчетный счет, а очередь из клиентов выломает входную дверь. Но не тут-то было…

Продавцы почему-то не продают…

И дело не в них. Ну или далеко не в них. Качество плавно перетекает в количество. Опаснее в продажах делать наоборот. Пока не наладили качество работы, количество сотрудников (в любом отделе) увеличивать не стоит. Давайте посмотрим правде в глаза

Из чего состоит рабочий день сотрудника отдела продаж

Мне понравилась разбивка на 6 областей (увидел у одного из коллег Игоря Манна):

1. Коммерческая работа (КР): звонки, встречи-переговоры, продающие семинары (мастер-классы, конференции)

2. Предпродажа (ПП): работа с прайс-листом, формирование заявки, подготовка презентации (продающего семинара, мастер-класса) и т.п.

3. Обслуживание (ОС): выписка счетов на оплату и накладных, работа с дебиторской задолженностью, перемещение и резервирование товаров, заявки техническим специалистам.

4. Отчетность (ОТ): подготовка к собраниям, совместные мероприятия (планерки-оперативки), формирование отчетов (ежедневных, еженедельных, ежемесячных)

5. Личные дела (ЛД): обед, перекур, чаепитие, просто потрепаться и комментарии в соцсетях. И не надо сказок на тему, что у вас этого нет.

6. Форс-мажор (ФМ): работа с рекламациями, решение вопросов по задержке от поставщиков, согласование дополнительных условий и т.п.

Оцените, как в % распределяется время ваших коммерсантов?

Возьмите чистый листок бумаги и распишите все 6 пунктов. Особенно нас будет интересовать пункт №1 «Коммерческая работа». Как вы думаете, сколько времени из 172 (в среднем) часов за месяц уходит у ваших сотрудников отдела продаж на самый важный блок. Лучше присядьте. Мы несколько раз делали анализ занятости в отделах продаж и видели значения от 12% до 27% максимум. При этом более половины участников не дотягивало до 17%. Стоит отметить, что у большинства из нас (как собственников и руководителей) этот целевой показатель должен уходить на 50%. В чем дело?

Продавцам просто некогда продавать

И снова дело далеко не в них. Работа большинства коммерческих подразделений похожа на один из 3-х распространённых вариантов:

  • Череда «форс-мажоров». От подвига к подвигу. То счет не так выставили, то договор «переделываем» под специфику клиента, то сроки снова сорвали. Где уж там коммерческая работа
  • Налаживаем личную жизнь. Сотрудники предоставлены сами себе. Оттягиваются, попивают чай, тусуются в соцсетях. А на вопросы «где деньги» умно рассказывают, что на дворе кризис и дела у компании из рук вон плохо…
  • Пропотел, покажись начальнику. Это когда отчет становится главной боевой задачей вашего продавца. И вас «заваливают» стопками АВС, XYZ и других анализов. Которые вы сами скорее всего и придумали.

Похоже на правду или я напридумывал лишнего?

В любом случае хочу снова напомнить про простой и очень эффективный инструмент, который при использовании даст хорошие плоды, даже если вам кажется что все и так очень хорошо. И чем хуже дела в отделе, тем чаще его стоит применять. Речь идет о «коммерческом хронометраже». А форму-заготовку я приложил к письму.

На что стоит обратить внимание:

1. Основы ведения хронометража.

2. Полезно выделить время и понаблюдать самому со стороны, «чем занимаются сотрудники».

3. Рекомендую обратить внимание на программу «Дисциплина» или «Стахановец». Многое будет анализироваться автопилотом.

4. Будьте сами примером, начинайте с себя.

5. Думаю не стоит наказывать по итогам анализа, лучше помочь и разобраться.

6. Столбцы «тип занятости», «примечание» и «итоги за день» заполняются в конце рабочего дня. Оставьте на это 10-15 минут.

Ну а если ваши сотрудники (вдруг) не хотят или просто (сами) не справляетесь… Зовите на помощь. Сделаем картинку «как есть» за 5 рабочих дней. Поможем сдвинуть в «как надо» за 30-90 дней (в зависимости от масштаба решаемых задач). Возможны дистанционные проекты, в любом городе России, где есть Интернет и куда летают самолеты (часть работы надо будет делать в живую).

А пока… Сделайте «коммерческий хронометраж» в вашем отделе продаж. Методология выше.

 

Подписаться