+7 (499) 110-76-43

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНОЕ РУКОВОДСТВО "КУЛЬТУРА И..."

Узнайте, какая культура сейчас в вашей компании, как выстраивать исходя из этого управление целями, бизнес-процессами, задачами, какая оргструктура подойдет вам лучше всего
Получить бесплатно Telegram

Какая педаль у вас работает лучше: тормоз или газ?

15 ноября 2023

Сейчас модно нестись, ускоряться, лететь, не стоять на месте… Давить со всей силы гашетку газа в пол. Давайте представим, что вы — это сложный автомобиль. Ваше сознание – его водитель. Представили? Тогда…

  • «Педаль газа» в личном авто будет отвечать за движение в сторону роста, успеха, изменений. Как у вас с этим на сегодня обстоят дела?
  • В хорошем авто не менее важна и вторая педаль… Для чего нам «педаль тормоза»? Мне кажется для замедления, ориентировки в сторону безопасности, заботы о себе и окружающих. Вы ведь слышали, что с дуру можно много чего сломать)

Какой из этих «педалей» вы лучше пользуетесь в повседневной жизни? На что «нажимать» вам привычнее, когда возникают трудности или неопределенность? Мне лично большую часть жизни было привычнее в таких ситуациях «давить на газ» … С чем я сегодня не очень-то согласен. Скорее, оптимальнее иметь хороший доступ и к педали газа, и к тормозу. Местами отпускать обе, потому что случай и ситуация подвернулись вполне себе, можно поплыть по течению какое-то время. А еще очень важно понимать… Когда (в какой ситуации, момент), что (какую педаль), с какой силой «надавливать/отпускать». Для меня — это метафора осознанности в этом процессе.

Ведь можно очень быстро свое личное авто ушатать, делая ставку «на вечный газ + турбонаддув». Для тех, кто не уважает собственные ограничения, есть хорошее лекарство. Какое? Выгорание, которое в поздней стадии быстро трансформируется в депрессию. Там просто нет сил встать с кровати. И это не страшные сказки, а серьезная история, которую лечат медикаментозно и не всегда получается вернуть «любителя высоких скоростей по жизни» на исходные позиции.

Есть и обратная история, в защиту любителей погазовать. Скучно жить, держа постоянно ногу на педали тормоза. Чуть разогнались, почувствовали волну возбуждения… Стоп, надо подстраховаться, подстелить соломку, нажать на педаль «тормоза», сбросить скорость. Душнилово и скукотища не за горами. И самая «веселая» история это… Вдавить в пол обе педали: тормоз и газ одновременно. Так, на всякий случай! Двигаясь рывками по жизни, ломая личное авто в ускоренном режиме. Пора перенести эту метафору с педалями на работу нашей нервной системы с небольшой натяжкой:

  • У нас есть симпатическая нервная система. Она усиливает обмен веществ, повышает возбуждаемость большинства тканей, мобилизует силы организма на активную деятельность. Если коротко и упрощенно, переводит нас в состояние «бей или беги». Это наша «педаль газа».
  • И есть полный антогонист – парасимпатическая нервная система. Она способствует восстановлению израсходованных запасов энергии, регулирует работу организма во время сна. Ее задача, обеспечение режима «отдыхай и переваривай». Это наша «педаль тормоза».

Что важнее, чтобы на длинной дистанции ваш личный авто мог устойчиво перемещаться? Только динамический баланс. Крайности в течении долгого времени нам совсем не интересны, и приводят к самым интересным последствиям. Слева на графике это будет – кома, а справа – смерть от разрушительного стресса:

Что стоит сделать, обнаружив себя долго в левой части графика, синих тонах? При условии, что на дворе не ночь и вы хорошо отдохнули, восстановились? Разогнаться, добавить скорости, переводя себя в зеленый участок. Добавить газу в нашей метафоре! Для разгона интереса, роста вовлеченности, возбуждения и азарта. А оказавшись справа, где-нибудь в оранжевой зоне (между истощением и тревожностью)? Притормозить, замедлиться, а может даже и совсем остановиться. Сориентироваться и отдохнуть… Где я оказался? Что хочу на самом деле? Что можно исходя из этого сделать, чтобы ситуацию поправить и сместиться в зеленую зону? Очень хороший маркер обратной связи для принятия решений здесь – эмоция:

  • «Педаль газа» можно поддавливать, если ощущаете… Возбуждение, любопытство, интерес, азарт. Тут не вся палитра, возможны варианты. И не обязательно гнать быстрее, когда почувствовали азарт. Всяко бывает, очень ситуативная история и субъективная, если по-честному
  • А для торможения хорошо поможет: страх, тревога, стыд, вина и не только

И понятно, что это не вечная история. Передавили с газом, заметили стыд – пора немного притормозить. Как и мне с этой статьей. Думаю, что разогнался немного, поэтому давайте на сегодня завершать. Замедляться и притормаживаться. Мне очень близка идея, которую обсуждали на выходных вместе с другом:

Устойчивый, осознанный рост бизнеса с заботой о себе и команде

Тут педаль газа (для меня) – устойчивый рост, педаль тормоза – забота о себе и команде. А осознанность – понимание, что сейчас происходит, выбор подходящей формы (на что и как сильно давить прямо сейчас). Как вам такая идея? Оставляю порефлексировать, если откликнулось.

Подписаться