+7 (499) 110-76-43

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНОЕ РУКОВОДСТВО "КУЛЬТУРА И..."

Узнайте, какая культура сейчас в вашей компании, как выстраивать исходя из этого управление целями, бизнес-процессами, задачами, какая оргструктура подойдет вам лучше всего
Получить бесплатно Telegram

Как не разрушиться, когда вокруг многое рушится…

5 октября 2022

Думаю, мало кто из нас в самом страшном сне и здравом рассудке мог представить то, что творится сегодня в России. Можете меня забанить, называть паникером или кем-то еще… Мне кажется, напялить на себя и свою команду «маску» из разряда «у нас, меня все нормально, прорвемся, надо во всем искать позитив» не самый лучший вариант. Хотя, конечно, выбирать вам и я тоже могу быть не прав. Давайте ближе к делу, предлагаю сегодня поразмышлять над вопросом:

Как не разрушиться вашей команде, когда вокруг многое рушится?

Я с этим вопросом хожу уже пару недель. Этот вопрос задают клиенты, он подвис в воздухе и набирает уверенно «плотность». Так давайте попробуем вместе ответить. Не претендую на абсолютную истину, попробовал подсобрать что скорее поможет, чем навредит:

  1. Усильте в команде светлые проявления «культуры принадлежности». Проводите в буквальном смысле больше времени вместе, аккуратно разбирайте ситуации и происходящее, с заботой выравнивайтесь по части ожиданий друг от друга. Сейчас мозг многих из нас большую часть дня проводит в режиме «бей или беги», любая новая неопределенность в компании только добавляет кортизола (гормон стресса) в крови. С чего начать в этом векторе? Попробуйте в командах делать ежедневные утренние брифинги на 10-15 минут. Можно коротко от каждого: «Что получилось вчера? Что планирую сегодня? В чем и от кого нужна помощь?». Опционально добавить, если позволяет время, компетенции и ситуация: «Что можно изменить, делать иначе? Что пора перестать делать (на время, насовсем)? Что стоит продолжать делать, ценно в это непростое время?»
  • Сократите мягко дистанцию с сотрудниками, будьте для их мозга «своим». В текущей ситуации много страха, тревоги, агрессии. За все эти 3 эмоции отвечает миндалевидное тело, участок нашего с вами лимбического мозга. Для миндалевидного тела все новое, неопределенность, не умение предсказать «что будет дальше» — это стресс. А за ним страх, тревога, агрессия. Поэтому если вы будете добавлять неопределенности, избегать контакта, уходить от сложных вопросов… Быстро станете «чужим». То еще когнитивное искажение, см. подробнее по ссылке: https://youtu.be/6CH7uVJsmVQ. Поэтому будьте сегодня понятным, будьте доступным, будьте тем, кто уменьшает уровень неопределенности. Как вам такой вариант?
  • Будьте честными и прозрачными для вашей команды на сколько это сегодня возможно. Попробуйте сделать более понятным вектор «что делаете, почему, зачем, что планируете делать дальше». Сейчас бешенный темп «выпуска» новых законов, изменений, поправок и всего в этом роде. Много перегибов, искажений информации, нестыковок. Что происходит с мозгом в таком окружении? Паника и стресс! Станьте тем, на чье мнение можно положиться. Не надо рассказывать о будущем, говорите о ближайших днях, 1-2 неделях. Станьте понятными и прозрачными, люди (их мозг) это запомнят. А факты позволят лучше контактировать с реальностью. Любое событие лимбическая система «маркирует» повторить или избегать в дальнейшем. Сближаться или отдаляться. Будьте тем, с кем хотят «сближаться». Увидеть худший вариант развития событий, проговорить, обсудить, подумать «что будем делать, если…» — очень даже про честность. Больно в моменте, дает свободу на длинной дистанции. Мне помогает предложение Н. Талеба в рамках концепции антихрупкости: «Позаботьтесь о худшем, лучшее позаботится о себе само». Мне кажется, честность и прозрачность – необходимые условия, чтобы у людей появилась настоящая ответственность. А как делить и управлять этой самой ответственностью в непростые времена поговорим на вебинаре «Ответственность 2022» через 3 недели.
  • Добавьте люфт, оставьте буфер в расписании (календарях) и по возможности снизьте нагрузку. Я недавно узнал, что Luft происходит от немецкого слова «воздух». Другой вариант – зазор. Чтобы жить, нам нужен воздух. В условиях стресса «воздуха» не хватает. Сегодня (в условиях высокого стресса) всем нам нужно чуть больше времени на ассимиляцию опыта, адаптацию, «переваривание» происходящего. Сегодня стоит увеличить «люфт» там, где это можно. В процессах, проектах, задачах, сроках. Разумно, без перегибов. Хотя это кажется контринтуитивным в условиях стресса и бешенных скоростей, которые этот самый стресс только усиливает. Это все шутки нашей лимбической системы мозга)
  • Оставайтесь людьми, что бы не происходило, оставайтесь живыми людьми. Я раньше очень любил выражение «Nothing personal, only business». Сейчас думаю немного иначе… Конечно, вы имеете право поступать так, как считаете нужным. Конечно, решения принимает тот, кто эти решения оплачивает. Но, попробуйте оставаться человеком…

Вчера общался с другом, у него своя компания. Приятно читать и видеть такое отношение: «…Есть сотрудники, которые уехали, есть кто уезжает к мужьям туда. Сложно… Стараемся помогать и поддерживать всех. Не увольняем. В двойне горько, что многие не вернутся совсем…».

Есть и другой подход, это уже из другого чата: «…У меня один сотрудник бежал в …. Решение принял за ночь и сказал утром, что самолет в 14:00. Я его уволил. И сказал на прощание, что назад не жду. Но хорошего пути пожелал)» Ни в коем случае не виню, это его, ваш бизнес, ваша команда, ваша ответственность. Но очень хочется пожелать всем нам в это не простое время

Давайте оставаться живыми людьми! И мне кажется, люди важнее идей)

Подписаться