+7 (499) 110-76-43

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНОЕ РУКОВОДСТВО "КУЛЬТУРА И..."

Узнайте, какая культура сейчас в вашей компании, как выстраивать исходя из этого управление целями, бизнес-процессами, задачами, какая оргструктура подойдет вам лучше всего
Получить бесплатно Telegram

Как добавить адаптивности компании?

9 марта 2022

В прошлой статье мы поговорили, что для адаптивности (системы, компании, команды) важно разнообразие. Предлагаю сегодня продолжить эту тему. И обсудить, что еще может нам (вам) пригодиться для этой задачи (повышения адаптивности). Какие у вас идеи на этот счет? После разнообразия я бы поставил на второе место

Постоянное тестирование гипотез (делать много ошибок) и созидательное разрушение

Предчувствую, что вы сейчас напряглись. Расслабьтесь, давайте разбираться по порядку. Термин «созидательное разрушение» ввел Йозеф Шумпетер в 1943 году. Я буду его дальше использовать в более широкой трактовке (относительно оригинала, да простит меня Йозеф). Предлагаю рассмотреть в очень упрощенной форме как работает адаптивная система.

С чего все начинается в адаптивном цикле?

Возникает цель, а за ней (под эту цель) начинают рождаться гипотезы… Надо заметить, что цель на старте не обязательна (и так бывает). Пример: в начале 2016 (это не так уж и давно) в «Яндексе» не было ни одного специалиста по беспилотным автомобилям. Родилась гипотеза: может попробовать сыграть свою партию на формирующемся рынке беспилотного транспорта? Многие покрутили у виска, где Яндекс и где автомобили? Под эту дерзкую гипотезу Александр Полищук (занимался до этого Яндекс.Карты, Яндекс.Навигатор, мобильные сервисы) создал и возглавил направление «беспилотных автомобилей». В 2017 году методом проб и ошибок из этой гипотезы родился первый прототип на базе Toyota Prius. Он тогда обходился компании в районе 9,5 млн рублей. А уже на конец 2021 года направление «беспилотных автомобилей» оценивалось в районе 7 млрд долларов.

Возникает (лично у меня) резонный вопрос. Кто должен создавать (выдвигать, генерировать) гипотезы? Как бы ответили на этот вопрос (я тоже своей версией поделюсь)?

Мне кажется, что чем адаптивнее компания, тем больше гипотез рождается в зоне «возле клиента», «ниже по иерархии в оргструктуре». Идет от рядовых сотрудников, которые видят, слышат, ощущают «на кончиках пальцев», понимают лучше клиентский опыт.

  • Кто лучше знает, что не нравится клиенту? Его менеджер по продажам
  • Кому понятнее, что «болит» у клиента на самом деле и за что он готов платить? Его личный аккаунт-менеджер

Попробуйте посчитать, сколько гипотез было рождено у вас в компании за последний месяц? Какой % из них предложили рядовые сотрудники (не руководители)?

Что дальше (после генерации гипотезы)?

Ее (гипотезу, скорее даже гипотезы) надо протестировать. Быстро, дешево, отбросив в сторону не рабочие варианты. Тут уже другая история про «ВкусВилл». Кто не знаком с ними, немного поясню. Они работают в нише здорового питания. Многие их продукты визуально сильно отличаются от тех, к которым вы привыкли. Чука-салат имеет болотный цвет, если убрать красители. Колбаса (натуральная) не такая красивая, как вы ее привыкли видеть на полках магазинов (спасибо за это добавкам). Рождается гипотеза: давайте возле группы товаров в магазинах «ВкусВилл» вешать панели с описанием (почему так, как выглядит натуральный продукт). Хорошая гипотеза? Вроде бы да, только вот проверить ее очень дорого. Сотни магазинов х стоимость 1 сенсорной панели + ПО + монтаж, наладка. Кругленькая сумма получается.

Есть альтернатива? Конечно да, берем 2-3 магазина, ставим там пилот на 3-5 панелей всего. Через неделю снимаем обратную связь с продавцов, покупателей. Итоги опроса… Продавцы говорят, что это не удобно (клиентам), 92% клиентов просто не заметили панель! Решение – гипотеза нерабочая, сворачиваем. Посмотрим на экономику (может это все глупости) адаптивной компании «ВкусВилл». По итогам 2021 года лидерами FMCG-ритейла по темпам роста выручки остались жесткий дискаунтер «Светофор и «ВкусВилл», выросший на 39,5% до 112,9 млрд руб. без НДС. А у меня вопрос:

Что нужно, чтобы быстро и дешево тестировать гипотезу (-ы) в вашем бизнесе (компании, команде)?

Как мне кажется… Важно уметь мерить, работать постоянно с ранними сигналами (метриками), чтобы увидеть КАК МОЖНО РАНЬШЕ «взлетает/не взлетает». У «ВкусВилла», кстати, «снимает» неудачные продукты с полки (это же тоже гипотезы) сам клиент. Товар, у которого рейтинг падает ниже «4» (обратная связь в приложении), «уходит» автоматически с полки, даже если за него топит категорийный менеджер. Красиво, не правда ли? А у меня возникает еще один закономерный вопрос. Сколько надо протестировать гипотез, чтобы получить результат в условиях сегодняшнего BANI-мира? Мне тут хочется ответить словами основателя одной из самой дорогих компаний Амазон, Джефа Безоса:

«Успех Амазон – это функция того, как много мы сделаем экспериментов за год, месяц, неделю, день… Мы проверяем около 500 гипотез в неделю, 9 из 10 не подтверждается…»

К чему быть готовыми адаптивной команде (компании) на этапе «тестирования гипотез»? Как мне кажется, это одна из самых больших трудностей. Необходимо выработать терпимость к ошибкам, развитию «установки на рост» по Кэрол Дуэк (см. в интернет). Многие из нас живут в «установке на данность» и очень болезненно воспринимают ошибки (свои, других). В сегодняшнем мире лучше себя чувствуют «троечники», а не «отличники» (исключения есть, но чаще так).

Обратная связь (не получилось, не дает результат в этих условиях) — это сигнал для системы (вас, команды, компании) измениться.

Не защищаться с пеной у рта: «Я прав, это вы просто «гипотезу неправильно тестируете…». А измениться, сделать по-другому, иначе, проявить гибкость. Не больше и не меньше. Это основа адаптивности! И что дальше? Вы постарались, пропотели, нашли рабочую гипотезу.

Ее теперь надо масштабировать, размножить, распространить успешный опыт (гипотезу) на всю систему (команду, отделы, компанию, филиалы)

Чтобы потом расслабиться, выдохнуть, наслаждаться результатами или как? Да нет же, я снова хочу вас расстроить или обрадовать (тут зависит какая у вас установка по Кэрол Дуэк, на рост или на данность😊) Мы забыли про энтропию (разрешите не расшифровывать, дальше выскажусь проще) в любой системе. Каждый день ваша гипотеза (идея, находка, новый бизнес-процесс) «портится, ржавеет». См. рисунок выше. Появляются новые технологии, не дремлют конкуренты, жизнь ПОСТОЯННО меняется. Сегодня идеи живут дни, недели, максимум месяцы (1-4) … Что на этом этапе помогает адаптивной системе оставаться живой, меняться?

Да, пришло время созидательному разрушению…

Вы своими руками вынуждены будете «разбирать», ломать, пересобирать то, что вчера масштабировали (создавали, выращивали). Это не приятно, болезненно, сложно (особенно на начальном этапе). Хочется дальше сказать словами физика и эколога Экмори Ловинса:

«… 99% экспериментов, которые попробовала мать-природа, не сработали и «отозваны производителем». Но один процент выживших справился – они научились приспосабливаться к определенной нише в естественной среде и смогли, следовательно, процветать и размножаться, проецируя свою ДНК в будущее… Мать-природа верит в непрерывное обучение: виды, которые не учатся и адаптируются, исчезают…»

Давайте подрезюмирую, что точно нужно, чтобы все вышеперечисленное работало:

  1. Разнообразие мнений, взглядов, людей, компетенций (об этом много было в прошлом посте).
  2. Открытость для обратной связи. У каждого участника команды и на всех уровнях (желательно чтобы последних = уровней было меньше). Кстати, записывайтесь на ближайший бизнес-завтрак «Фидбек». Поговорим об обратной связи, как ее давать, чтобы люди слышали и хотели меняться (а не защищаться).
  3. Мерить, уметь работать с ранними сигналами, увидеть как можно раньше «рабочая гипотеза или нет», или «работает в зоне масштабирования или уже пора менять (запускать созидательное разрушение)». В этом навыке (техническая, методологическая, психологическая сторона вопроса) тоже можем помочь.

Пора быстро создавать, использовать, отказываться, разрушать, чтобы снова создавать новое…

Конечно, в неопределенности сложно, не понятно, тревожно… И, если вам нужна помощь в эти не простые времена, мы (я и команда) готовы провести стратегическую сессию «Пересборка» для вашей команды, чтобы:

  • Оценить вместе с командой (ключевых сотрудников) текущее состояние компании и команды (страхи, риски, угрозы, опасения, активы, сильные стороны, точки роста, возможности, тренды).
  • Дать возможность каждому рассказать о своем видении развития компании, команды в новых условиях для России, высказаться и быть услышанным.
  • Снизить уровень стресса, напряжения, неопределенности для участников (а через них в дальнейшем для всей команды). Повысить вовлеченность для реализации последующих изменений.
  • Увидеть (обсудить, найти) и набросать сценарную стратегию в 3-х и более векторах (вариантах развития «что будет …, если …»): выживание (худший вариант развития событий, от чего и как откажемся), сохранение (консервативный вектор развития), окно возможностей (мах развитие, использование ситуации).
  • Выровнять ожидания друг от друга, наметить проекты для адаптации по направлениям: финансы и активы, команда, продажи и маркетинг, производство, продукты, бизнес-система.

Пишите на shemyakin@changerun.ru, пришлю программу ответным письмом. В письме коротко опишите свой запрос: компания (чем занимаетесь), ситуация (Топ-2 что беспокоит сейчас), что ожидаете «на выходе»?

Можно просто подписаться на наш новый Телеграмм-канал, задать там вопрос или ответным письмом. Буду отвечать по одному в день, если будет запрос от вас.

Побольше вам рабочих гипотез и созидательного разрушения, а там и до адаптивности рукой подать!

Подписаться