+7 (499) 110-76-43

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНОЕ РУКОВОДСТВО "КУЛЬТУРА И..."

Узнайте, какая культура сейчас в вашей компании, как выстраивать исходя из этого управление целями, бизнес-процессами, задачами, какая оргструктура подойдет вам лучше всего
Получить бесплатно Telegram

Добавьте антихрупкости

8 апреля 2020

Забудьте про красоту, успешность, амбициозные планы. Все что нужно сегодня Вам и вашей команде — максимальная адаптивность и антихрупкость

И сегодня поговорим именно об антихрупкости. Что это за «зверь» и с чем «его едят»? Термин придумал Насим Талеб. Антихрупкость — это способность к извлечению выгоды из неудач, потерь, ошибок. Которые мы так не любим, которые скрываем, обходим стороной. А зря! Антихрупкость — умение закаляться, развиваться и становиться сильнее при столкновении с хаосом современного VUCA-мира. Мира (расшифровываю ниже еще одну модную и не потерявшую актуальность аббревиатуру VUCA)…

  • Volatility – изменчивого и нестабильного. Давайте поспорим, что у вас 2-3 месяца назад были совершенно другие планы на эту неделю. И вы в самом страшном сне не могли представить карантин всего мира. Так ведь?
  • Uncertainty – неопределенного. Никто не знает, когда эта «веселая» история с пандемией прекратится, какие будут последствия. Что ждет мой, ваш бизнес, соседнюю лавку с пирожками и кофе…
  • Complexity – сложного. Какой-то китаец решил в декабре пообедать летучей мышью… И весь мир через 2-3 месяца «остановился». Это пример «эффекта бабочки» из сложных систем.
  • Ambiguity — неоднозначного, неясного. В этом мире и современной экономике столько взаимосвязей, зависимостей, контуров влияния, что принципы «если …, то…» не работают. Если поддержать крупный бизнес, может выбросим деньги на ветер. Потому что им поменяться будет сложнее (чем малому и среднему) в этой ситуации. А может и наоборот.

Я, кстати, в этой части думаю, что

Пришло время большого количества очень маленьких компаний (как нас с вами, скорее всего) и маленького количества очень больших (таких как Amazon, Uber, Сбербанк, Яндекс и т.п.)

Вернемся к сущности «антихрупкости». Разберем на примере:

  • Думаю, вам нравятся хрустальные бокалы. Они блестят, их приятно держать в руках, они издают приятный звук, если коснуться. Хрустальный бокал очень хрупкий. Разожмите пальцы и, упав с высоты 1 м, он разобьется в дребезги о твердый пол… Как и многие бизнесы сегодня «о пандемию» и «перезагрузку экономики». У них (этих бизнесов) большие, красивые переговорные комнаты, сайты за миллионы рублей, ТОП-менеджеры с окладами в млн не русских денег. Они были «красивыми» как наш хрустальный бокал…

 

  • Который пора поменять в текущих условиях на прорезиненную металлическую походную кружку. Разожмите пальцы на высоте 1 м, ничего не случится. Размахнитесь посильнее и швырните кружку в стену. Да, останется вмятина. На стене) Это не помешает функциональности нашей походной посуды. Из нее все также можно будет выпить воды (или чего-то покрепче). Кружка на порядок более антихрупкая, чем хрустальный бокал. Это то, во что нам надо превратить себя и свой бизнес за 1-2 месяца. А то «разобьемся».

 

  • Если мы придумаем (в теории, такая высокотехнологичная игрушка как герой в последнем «Терминаторе») кружку, которая может трансформироваться под любую форму (чашка, вилка, тарелка), руку человека, который ее держит. Согревать или охлаждаться (в зависимости от того, что в нее кладут + какая задача). «Учиться» с каждым падением (добавим в нее «искусственного интеллекта»), ударом, стрессогенным фактором, делать выводы на будущее… Мы получим абсолютно антихрупкую посуду. Это то, во что надо трансформироваться в ближайшие годы.

Забудьте про красивые «хрустальные бокалы», станьте «металлической походной кружкой»

Остается разобраться, как развивать эту самую антихрупкость:

  1. Автономные и децентрализованные команды из 5-9 человек в каждой. Хватит городить «вертикально-интегрированные холдинги», которые посыпятся как карточный домик, если ветер «сильнее подует». Пусть каждая команда «пилит» свой продукт, имеет относительную автономность, дружит с «остальной компанией» и при этом остается достаточно независимой. Так, кстати, построен Amazon, 300 000 + человек, самостоятельные команды, 3 уровня иерархии. И не надо бежать к Безосу, чтобы согласовать договор на поставку картриджей) Как это сделать у нас? Нет же самостоятельности, ответственности. И не появится, если все оставить как есть. Зовите, подскажем…

 

  1. Мультипродуктовая и мультиуслуговая концепция «онлайн + оффлайн». Смотрите на примере «Яндекса». Что, не проехалась «пандемия» по его продуктам? Еще как проехалась, такси формировало более 30% выручки. Просел «Яндекс.Драйв» (все же дома сидят). Не знаю на сколько, но точно в разы упало количество поездок. Одновременно взлетела платформа для обучения детей (Яндекс.Уроки), десятки других сервисов и услуг. Правительство начало торопить с беспилотным автомобилем, готово пойти на эксперименты с машинами без водителей (до этого было табу, кто не знает). Почему так произошло? Потому что у Яндекса линейка продуктов и услуг «мульти…». Для разных сегментов рынка, для разной покупательской способности, для разных проблем клиентов… Сравнивать с парикмахерской, кафе рядом с вашим домом не будем. Ведь можно сделать парикмахеров на дому (на выезде), открыть онлайн школу причесок (сделай сам), стать «ИТ-платформой» между клиентом и парикмахером (тогда может и салон не нужен).

 

  1. Разрешить себе и команде не повторяющиеся + не критические (для вас) ошибки. Понимая, что 9 гипотез из 10 завершатся провалом. Знаете, как работают венчурные капиталисты? Находят стартапы. Вкладывают в них деньги. Учтите, у них в этом колоссальная экспертиза и все равно ошибаются. Понимая, что 50% принесут убытки, возврат 0 на каждый вложенный доллар. 40% принесут на каждый вложенный доллар 1 доллар (окупятся в ноль). А вот оставшиеся 10% дадут от 30 до 1 000 долларов на каждый вложенный доллар. Выстрелят! Очень антихрупкий подход, кстати.

 

  1. Сделать в компании «лабораторию перемен» на постоянной основе + давать всем регулярный позитивный стресс. Не надо избегать трудностей, проблем, стресса, перемен, пандемии, вирусов (без фанатизма, конечно же)… Надо идти в перемены. Каждое утро контрастный душ (стресс, кстати, и температурная проблема) помогает организму закаливаться, становиться более адаптивным (к простудам, заболеваниям, сквознякам) и антихрупким. Думаю, работает лучше, чем марлевые повязки на лице. Сейчас я с долей юмора)

 

  1. Очень разные люди и взаимодополняющие компетенции в команде. Переставайте искать «клонов себя» (таких же как вы). Пусть будут в команде опытные и зеленые, мудрые и наглые, дерзкие и аккуратные, творческие и консервативные… Разнородная среда, в которой есть разумный «конфликт» более жизнеспособна. Хватит ставить в резюме 32-40 лет. Есть прекрасные ребятки со свежим паспортом, которым 19 лет. Есть потрясающие «бодрячки-старички» в возрасте 67+ (см. кто занимается маркетингом в «Яндексе»). Главное, что должно вас объединять = ценности + желание меняться (развиваться). Не больше и не меньше!

Вы, конечно же, можете быть не согласны со всем выше. Это ваше право! Мы не первый день помогаем нашим клиентам становиться более адаптивными, антихрупкими и эффективными. Поэтому и Вам я желаю

Забудьте про красоту, успешность, амбициозные планы. Все что нужно сегодня (в эти не простые времена) Вам и вашей команде — максимальная адаптивность и антихрупкость!

Подписаться