Чтобы финансы не пели романсы: управление финансами компании
26 декабря 2017Не знаем, не контролируем и по факту не управляем
Именно так (к сожалению) можно сказать про направление «финансы» в большинстве российских компаний из сектора малого бизнеса. Чего только я не слышал про финансы за последнее время. Несколько «веселых» хитов ниже:
- Один раз свел бюджет за месяц, посчитал, расстроился и больше этого не делаю.
- Если деньги в конце месяца остались (в кассе или на р/счете), значит все нормально.
- Работаем давно, с каждым годом все тяжелее, а денег как не было, так и не видно…
Вы еще не забыли определение «предпринимательства»?
Давайте заглянем в Гражданский кодекс. «Предпринимательская деятельность – самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли…». Что я наблюдаю по факту: добрая половина предпринимателей прибыли не получает, если посчитать зарплату собственника (-ов) как наемного работника. Который часто выполняет функции нескольких сотрудников. Либо получаете прибыль, которая не соизмерима с теми рисками, которые вы на себя берете. Одно дело хлеб продавать, другое – дома строить. В случае хлеба – если завтра никто не отравился, сделка закрыта. В случае дома, вас через 10 лет найдут и посадят, если он рухнет с последствиями для жителей. Разве не так?
Еще один интересный миф, живущий в головах предпринимателей:
В управленческом учете должен разбираться бухгалтер…
Согласен – должен. Но этому его надо обучить, а модель управленческого учета надо в компании поставить. Да и принимать решение «платить/не платить» должен ТОП-менеджер (вы, если такого нет), для которого бухгалтер должен выступать помощником-консультантом. Общаясь в контексте: «Шеф, если это заплатим, то… Если не заплатим, то… Я предлагаю…» Признайтесь честно, у вас далеко не так. И не случайно: бухгалтерам в ВУЗах активно промывают мозги на тему налогового и бухгалтерского учета. Управленческий учет они толком не изучают, и как следствие почти не знают. Больше того, для них это геморрой чистой воды, и они от него всячески открещиваются. Встает вопрос:
Как наладить контроль над финансами в эти сложные времена?
Что и где сокращать, чтобы сделать компанию эффективной, а деятельность рентабельной. Мы решили залезть в тему, хотя не являемся финансистами. Потому что это нужно малому бизнесу, потому что здесь мы с вами теряем деньги и силы, потому что любая бизнес-модель должна опираться на твердую «финансовую математику». При этом нам кажется, что о финансах можно рассказать весело, понятно и доступно. Чем не похвалятся большинство учебников и лекторов. И поэтому хотим вас пригласить на ближайший бизнес-завтрак «Затраты под нож», который пройдет 11 января 2018г. с 11.00 до 14.00.
За 3 часа мы вместе разберем:
- Как работает и зачем нужна модель «финансы-продажи-маркетинг»
- 10 показателей, которые надо знать каждому собственнику
- Как от показателей желаемой чистой прибыли перейти к плану продаж и продвижения
- Как наладить финансовый учет без бухгалтера
- Если у вас есть бухгалтер, за что он должен отвечать
- Что можно, а что не стоит отдавать на аутсорсинг сегодня
- Может ли каждый сотрудник стать «центром прибыли»?
- Куда мигрирует добавочная стоимость в XXI веке или «что оставить»
- Оптимизация постоянных и переменных затрат вашей компании
А для тех, кто не сможет прийти, первая подсказка.
За последние 3 года я увидел, что наведение порядка и повышение эффективности в любом направлении чаще всего идет по одному и тому же пути. И не важно, что мы хотим улучшить: личное здоровье, спортивные результаты, продажи, бизнес-процессы, финансовую плоскость, маркетинг, сервис, логистику.
Алгоритм улучшения будет одним и тем же:
1. Инвентаризация направления. Понять, что имеете на старте, какие есть активы, что получается хорошо, что нужно поправить (добавить, изменить).
2. Учет. Наладить, поставить, начать измерять направление. Любыми доступными, простыми и рентабельными способами.
3. Планирование. Начать планировать выбранное направление на день, неделю, месяц, год. От краткосрочных планов к долгосрочным.
4. Бюджетирование. Сверять план и факт. Прежде чем принимать решение «делать/не делать» (платить/не платить) оценить последствия для бюджета. Что будет потом: дефицит или профицит? Если второе – делаем, нет – откладывыем, ищем альтернативу или отказываемся.
5. Оптимизация. Думать, оценивать, как можно повысить результат (направления), как сократить затраты. Делать первое и второе одновременно. Изменять, внедрять и «подкручивать» направление.
6. Автоматизация. Все, что можно и разумно, автоматизировать. Перенести оптимальную процедуру (по итогам предыдущих шагов) на платформу автоматизации. Чтобы максимально ускорить процесс, снова сократив затраты.
А всех тех, кто хочет за 3 часа разобраться как это делать с плоскостью «финансы», приглашаю за бизнес-завтрак «Затраты под нож: как взять под контроль управление финансами «руководителям – не финансистам». Бронируйте место себе и ключевым руководителям. При оплате до Нового года действует предложение за 50% цены!
Сегодня каждый должен уметь разговаривать на языке денег
И для этого не надо долго ходить на кафедру «финансовый менеджмент», читать толстые книги, изучать сложные программы, брать в штат «финансовых директоров» (если у Вас в компании до 100 человек). Попробуйте вместе с нами, если сомневаетесь.
Книга:
Про финансы книг много. При этом толковых, практичных и простых очень мало. По крайней мере, мне так кажется. Как-то раз я случайно наткнулся на книгу «Бухучет за 20 минут» М.Ю. Медведева. И теперь рекомендую ее всем собственникам, чтобы не быть профаном в этом направлении. Меня жизнь заставила разобраться в этом направлении, за что ей сильно признателен. Почитайте, там всего 53 страницы. Самый необходимый минимум, с картинками и очень человеческим языком.