+7 (499) 110-76-43

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНОЕ РУКОВОДСТВО "КУЛЬТУРА И..."

Узнайте, какая культура сейчас в вашей компании, как выстраивать исходя из этого управление целями, бизнес-процессами, задачами, какая оргструктура подойдет вам лучше всего
Получить бесплатно Telegram

Что такое и нужна ли вам философия компании?

31 января 2024

Многие любят все делать «от целей». Я, признаюсь, тоже в это верил, года до 2015-го примерно. Сегодня мне ближе идея Бориса Дьяконова, основателя банка «Точка»: Цели вторичны, ценности и смыслы – первичны! Люди сегодня хотят понимать, ЗАЧЕМ они ходят на работу. Статистика глобального сообщества Business of Purpose показывает:

  • 9 из 10 сотрудников готовы отдать часть заработка, чтобы перейти на работу, в которой больше смысла.
  • 83% поколения Z (примерно 1997-2012 годы рождения), решая, где им работать, учитывают ценности организации.
  • Наиболее эффективные сотрудники в 3 раза чаще идут в компании, у которых есть «целевая миссия».
  • Продуктивность удовлетворенного сотрудника — 100%, продуктивность вовлеченного сотрудника — 144%, а сотрудника, который вдохновлен целями организации, составляет 225%.

Так что тогда такое «философия компании»? Мне примерно год назад попался клевый ролик на YouTube, не помню чей – в общем, на авторство модели не претендую. А суть очень приличная и мне откликнулась…

Философия компании = Миссия (Зачем?) + Ценности (Как?) + Видение (Куда?)


И это является достаточным и необходимым, как мне кажется. Что-то убираем, и конструкция посыплется:

  • Давайте уберем «Ценности» … Оставив миссию и видение. Что получится на выходе? Бои без правил! Понимаем, куда идем, и развиваемся через «Видение». Знаем: «Зачем?» через «Миссию». При этом какими принципами руководствуемся, остается за кадром. Не хватает ответа на вопрос: «Как мы это все (выше) делаем и какими принципами руководствуемся?»
  • Оставляем ценности и видение, убираем «Миссию». Что остается? Движение без смысла. Грустно стало в этом месте. Не ясно: «Зачем все это?». При этом понятно: как и куда идем.
  • Может откажемся от «Видения»? При этом попробуем опереться на ценности и миссию. Как вам? Теряется понимания «куда все это должно привести» … Остается жизнь компании без будущего. Тут же теряется энергия

И только, если собираем все 3 компонента, складывается ясная, осознанная история и движение. Которую я рисовал бы или корректировал ежегодно именно в такой последовательности:

  1. Миссия: зачем мы все это собираемся делать? Миссия компании — это основная, эволюционная цель или причина существования компании. Она описывает, какую ценность компания хочет принести своим потребителям, сотрудникам, инвесторам и обществу в целом. Пример Яндекс: «Помогать людям решать задачи и достигать своих целей в жизни!». Nike: «Доносить вдохновение и инновации до каждого спортсмена в мире».
  2. Ценности: как мы это делаем, какими принципами руководствуемся? Ценности – значимые для человека объекты, явления, идеалы, которые во многом определяют его поведение и деятельность. Пример «Сбера» в сокращенной версии по этой части: «Я – Лидер, мы – команда, все для клиента!». В полной версии каждый из 3 моментов выше раскрывается на 3 подблока (вложения). Например «Я – Лидер» = Я принимаю ответственность за себя и то, что происходит вокруг + Я честен с собой, коллегами и клиентами + Я совершенствую себя, банк и наше окружение, делая лучшее на что способен.
  3. Видение: куда мы идем и развиваемся? Видение компании — это представление о том, какой компания хочет стать в будущем. Часть видения «Яндекса», например: компания стремится создавать продукты и услуги, которые помогают людям в их повседневной жизни и работе, такие как поиск информации, навигация, перевод текстов на разные языки, распознавание речи и многое другое…

Как у вас дела с философией компании? Для многих – это общие слова, ничего не значащие. И они будут такими, если это сделано 2-3 людьми или еще хуже «компанией на аутсорсинге». Или если вы совсем не верите в людей… Мне кажется, эта история должна рождаться силами команды и сопровождаться некоторыми поддерживающими активностями. Будет интересно – зовите, мы помогаем определяться и уточнять ценности, миссию, видение и стратегию в рамках стратегических сессий. Есть очень приличные, проверенные фреймворки под эти задачи, включая сопровождение и интеграцию в повседневные процессы. Помогающие все это сделать частью живого ДНК компании. Порефлексируйте на досуге:

Какая философия нужна вашей компании и как ее формировать, согласовывать, оживлять?

Подписаться