3 вида обратной связи
9 июня 2021Мне кажется, с обратной связью у нас (в российском бизнесе) не все хорошо…
- Ее или совсем нет: гробовая тишина… А потом сразу: «Ну все, хватит, толку от него (сотрудника) нет, давайте увольнять!»
- Или она (обратная связь) фатально отрицательная: это не так, это не то, здесь не справляешься, тут не вытягиваешь. Понятно объяснил?)
А ведь для любой системы обратная связь критически важна и необходима. Как отрицательная (балансирующая), так и положительная (усиливающая). Если пропустили, отсылаю к прошлой статье про «красную» и «зеленые ручки». Сегодня же поговорим немного о методике и вариантах. Конечно же, вариантов обратной связи больше, чем 3, мы разберем только самые распространенные… Что вам приходит на ум? Мне лично видится 3 следующих хита:
- В режиме 1:1 (тет-а-тет), запланированная и подготовленная (хотя многое пойдет не так) встреча.
- В формате совещания (планерки, брифинга, ретроспективы) с командой.
- По живому, в моменте (в реальной ситуации, при отклонении в бизнес-процессе). Проходили мимо, увидели сбой (ошибку), не удержались и убили сотрудника. Шучу, дали обратную связь.
Какие из них вы используете чаще? А какая из них лучше (на ваш личный взгляд)? Как мне кажется, в каждой есть свои плюсы и минусы, зоны для оптимального применения. Разберем по порядку
Встречи «1:1»
Используют (не многие) от 1 до 4 раз в месяц, длительностью (оптимальной) около 30 минут. Дальше очень субъективно, прошу фильтровать и поправлять под себя и компанию.
Сильные моменты:
- Можно решать сложные вопросы и конфликты, при этом персонализировано, аккуратно, адресно и очень адаптивно (если личность руководителя позволяет).
- Лучше всех (если правильно проводится) из 3-х вариантов создает доверие, безопасную среду, в перспективе повышает эффективность.
- Прекрасный инструмент для развития (обоих участников), сюда можно вписать и коучинг (в том числе реверсивный), и наставничество, и много чего прекрасного.
- Скорее всего лучший вариант для «выравнивания» ожиданий друг от друга и проработки «напряжений».
Сложности (возможные):
- Требуют хорошего уровня подготовки в части soft skills (эмоциональный интеллект, критическое и системное мышление, коммуникация, гибкость и не только) от руководителя (и не только).
- Для проведения нужна зрелая культура (которой не многие похвастаются) и атмосфера доверия.
- «Не дешевый» (стратегически это абсолютно оправдано) формат (время, энергия, силы) для 2-х сторон, особенно на этапе становления.
- Нужно выбирать подходящее время, место, да еще чтобы оба были в ресурсе. А это может повлечь большое запаздывание между тем, на что хотим дать обратную связь (событие, ситуация) и самой обратной связью.
Совещания (брифинги, планерки и т.п.)
Тут очень много разных форматов по периодичности, длительности: от 10-ти минутных, ежедневных до часовых еженедельных совещаний команд.
Сильные моменты данного формата как инструмента «обратной связи»:
- Можно формировать и выравнивать взгляды сразу для всей команды, быстро и наглядно. Прекрасно подходит для положительной обратной связи (хвалить при всех точно сильный ход), которую мы так редко (к сожалению) даем…
- Не популярные решения в сильных культурах (от оранжевой и выше по спиральной динамике) можно «переложить» на команду, а не делать самому. Например, через вопрос в нужный момент: «А что по этому поводу скажет команда?»
- Можно опираться на энергию команды, это помогает при сложных вопросах и конфликтах.
- Что-то генерят (планово и не совсем планово) из обратной связи сами участники, это (может выглядеть) более доходчиво и аргументированно для адресата (получателя «обратной связи»). Вы не один, можно найти поддержку своим взглядам.
Возможные сложности:
- Очень быстро «увлечься» и незаметно для себя вместо обратной связи «размазать по стене сотрудника» на глазах у всех…
- Не просто управлять конфликтом и эмоциональными реакциями всей группы.
- Сложно персонализировать обратную связь (фактор времени – его не много, присутствие других людей).
- Очень часто задевает, обижает получателя обратной связи (это же при всех, публично).
Обратная связь «по живому, в моменте»
Тут скорее можно говорить о хорошей импровизации (а не о плановой длительности и частоте), в которой есть
Сильные моменты:
- Минимальный лаг (запаздывание) между событием и самой обратной связью. Вот «недовольный клиент», вот «обратная связь», не отвертишься, вот что стоит исправить.
- Разбираем конкретику, живую «боль», а не вашу придуманную фантазию (возможный риск, который … может быть … когда-нибудь …).
- Идеальный «тренинг об ситуацию», если тренер «нормально подготовлен» и умеет это делать) Как сказал А. С. Макаренко: «Словесное воспитание без сопровождающей гимнастики поведения есть самое преступное вредительство».
- Сотрудник и вы «рядом с ситуацией и источником», можно много сразу попробовать, переделать, исправить, примерить «новый подход».
Возможные сложности:
- Можно «с пылу, с жару дров наломать». Я рекомендую хорошо выдохнуть, вдохнуть, взять паузу и пойти спать… Шучу, конструктивно дать обратную связь в конце.
- Надо уметь переключаться от критики к созиданию, конструктиву, работать на ходу с эмоциональным и рациональным слоем. Читайте, нам снова нужны хорошие soft skills руководителя.
- Сотруднику, вам в этой ситуации бывает сложно выкроить время, чтобы «поупражняться». Процесс-то идет, конвейер не всегда можно остановить)
Ну что, совсем я вас запутал или картинка складывается? Да, да, пора брать на вооружение все варианты, использовать их адресно и по делу… Комбинируйте разные методы обратной связи, сочетая методы «красной и зеленой ручки». Это сделает вашу бизнес-систему более адаптивной и устойчивой!