+7 (499) 110-76-43

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНОЕ РУКОВОДСТВО "КУЛЬТУРА И..."

Узнайте, какая культура сейчас в вашей компании, как выстраивать исходя из этого управление целями, бизнес-процессами, задачами, какая оргструктура подойдет вам лучше всего
Получить бесплатно Telegram

Что делать с негативными эмоциями на работе и в жизни?

25 сентября 2024

Есть устойчивый миф, что есть плохие и хорошие эмоции. Другой вариант – отрицательные, они же негативные. И положительные, они же позитивные. Как вам? Я в этот миф долго верил, «пытаясь» жить примерно по синей кривой на рисунке ниже. Тут для примера даны по 3 разных эмоции в диапазоне. Общая палитра состояний гораздо шире. И надо сказать, получалось это очень плохо. Я с завидной периодичностью обнаруживал себя то в злости, то в унынии, то еще в чем-нибудь из «красной зоны». И чем сильнее удерживал, тем хуже получалось…

Еще я, как и многие из нас, был жертвой мифа, что негативные (отрицательные, плохие) эмоции надо … Что? Да, подавлять, контролировать, сдерживать, не допускать. Верите? Я уже нет… Современные исследования доказали, что попытка «выключить эмоции» — иллюзия.  Игнорирование и подавление эмоций требует от нас ЕЩЕ большого количества энергии, негативно влияет на наши когнитивные процессы. Подавление эмоций приводит к повышению стресса, увеличивает физиологическую активность и нарушает мыслительный процесс. Подробности можете найти в исследованиях ниже:

  • Emotion and decision making. Jennifer S Lerner, Ye Li, Piercarlo Valdesolo, Karim S Kassam (2015)
  • Hiding feelings: The acute effects of inhibiting negative and positive emotion. Gross, J. J., & Levenson, R. W. (1997).

Кстати, из шести базовых эмоций сколько, как вы думаете, «негативных»? Давайте посмотрим вместе:

  • Радость
  • Печаль
  • Гнев
  • Страх
  • Отвращение
  • Удивление

И зачем эволюция подарила нам из 6 базовых эмоций 4 «негативных»? Что за глупость? Почти 67% из доступного диапазона эмоций, которых стоит «избегать» … Не сходится. Мне кажется ответ достаточно прост, но может многим любителям «рационального подхода» не понравиться.

Любая эмоция ценна, если с ней правильно обходиться:

  • Замечать и принимать как обратную связь = самый ранний сигнал. Сидите вы на переговорах и чувствуете что-то «не так». Понимаете, что это «не то» очень похоже на легкую неприязнь. Может, партнер кривит душой, может, в ход пошла манипуляция?
  • Опираясь на эмоции как ранний сигнал, адаптироваться с целью поиска подходящей формы для удовлетворения собственной потребности…  В примере выше можно заметить, что условия сделки вдруг сильно изменились, по существенным для вас позициям. И тогда можно это прояснить, внести в поле обсуждения.
  • Искать форму удовлетворения своих потребностей с учетом потребностей окружающих вас людей. Как на работе, так и дома.

Да ладно, скажете вы. Что за бред, ну какая польза от отвращения, гнева. Давайте возьмем для примера «печаль». Какую она дает нам с вами ценность?

  1. Печаль словно говорит нам: «Что-то важное закончилось», «То, что ты потерял, было хорошим». Например, если вы перестали видеться с другом и грустите, значит, вы ценили эти отношения. Они были важны для вас. Ушел ценный сотрудник – похожая реакция, стоит сделать выводы на будущее.
  2. Печаль помогает ассимилировать = переварить полученный опыт. В том числе пройти кризис, пережить утрату, потерю близкого человека, неудачный проект, сложный виток в карьере.
  3. Печаль — это возможность получить поддержку. Когда вы показываете другому человеку, что грустите, у него возникает желание помочь, посочувствовать вам и позаботиться. Именно так работает один из механизмов эмпатии с опорой на зеркальные нейроны.
  4. Исследования Д. Форгаса показывают, что в моменты грусти становится лучше наша с вами память и формируются более точные суждения. Печальные люди могут принимать более качественные решения. Во как! А вы, наверное, хотите, чтобы все с утра до вечера в офисе улыбались. У меня лично была когда-то такая сумасшедшая фантазия.
  5. Эта эмоция помогает понять, что имеет для нас значение, что нам нравится, на что мы хотим тратить время. А что скорее безразлично…

При этом все хорошо в меру, и тут снова хорошая новость. Нет вечно-работающих эмоций, которые захватили власть над вами и не отдают. А вот:

  • Сколько живут эмоции и как они работают на самом деле
  • Как с ними обходиться на работе, чтобы не «поубивать» окружающих
  • Зачем и по какой траектории развивать эмоциональный интеллект вам и вашей команде
  • Как все это безобразие влияет на прибыль, продуктивность и эффективность команд

разберем уже завтра 26.09.24, в 11.00 на бесплатном вебинаре «Эмоциональный интеллект (EI): как его развивать и формировать культуру поддержки в команде». Берите коллег и регистрируйтесь по ссылке, если тема откликается и хочется разобраться.

Подписаться