+7 (499) 110-76-43

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНОЕ РУКОВОДСТВО "КУЛЬТУРА И..."

Узнайте, какая культура сейчас в вашей компании, как выстраивать исходя из этого управление целями, бизнес-процессами, задачами, какая оргструктура подойдет вам лучше всего
Получить бесплатно Telegram

А Вы знаете свои ограничения?

31 июля 2024

Как бы вы ответили на этот вопрос? Если говорить про меня – самые большие и дорогие ошибки я допускал по причине того, что не замечал своего «реального размера» = ограничений, возможностей, происходящего. Когда начал на это обращать внимание. Надо честно сказать, сравнительно недавно… Увидел, что такой историей не только я «болею». Мне кажется, многие руководители и предприниматели теряют связь с реальностью:

  • Попрактикуют осознанность пару месяцев и ставят себя в разряд «постигнувших абсолютную истину»
  • Набросают 150 задач команде с высоты своего птичьего полета и смотрят «какие вокруг все бездарные, низкоэффективные и безответственные»
  • Посетят очередной выездной тренинг и лечат всех в окружении про то, как правильно жить
  • Просто считают, что они знают «как правильно и надо», «имеют развитую чуйку» и т.п.

Знакомо? Мне очень даже) Можно сказать, да ладно, бывает. Кто из нас не без греха… Приготовьтесь, вам может не понравиться. Вывод 15-летнего исследования: люди, обладавшие психопатическими и нарциссическими характеристиками, со временем оказывались на самом верху властной или корпоративной иерархии и становились наиболее высокооплачиваемыми чиновниками и Топ-менеджерами.

«Не все психопаты сидят в тюрьмах, некоторые из них заседают в советах директоров»

Это цитата канадского психолога Роберта Хейра, автора лекции «Хищники среди нас». Триада личностных черт, часто встречающихся у руководителей: психопатия, макиавеллизм и нарциссизм. Все 3 черты, надо сказать, не так заметны. Люди с этими особенностями могут абсолютно нормально функционировать в обществе, группе или команде. У них не обязательно есть проблемы на работе или в личной жизни. Коротко о каждом:

  • Психопаты – импульсивные искатели острых ощущений, почти или совсем лишенные эмпатии и чувства вины. В среднем менее порядочны и ответственны, более эгоцентричны и жестоки, чем остальные. Слышали такое: «Если начальник не говно, то он – говно начальник». Похоже про них)
  • Макиавеллисты — крайне расчетливы в поисках собственной выгоды и склонны к межличностным манипуляциям, обману, жестокости и импульсивности. Часто не имеют крепких моральных устоев. Скорее всего они придумали: «Цель оправдывает средства».
  • Нарциссы имеют необоснованное чувство собственного превосходства и завышенную самооценку. Убеждены в своем особом положении и не уважают других. Живут в 2-х психологических полюсах: «Я – бог» / «Я – ничтожество». О последнем никому не говорят и себе скорее всего не признаются. Многие нарциссы очень обаятельны, результативны и харизматичны. Например, Сильвио Берлускони, Стив Джобс.

В исследовании, посвященном немецким компаниям, выяснилось, что нарциссизм коррелирует с заработной платой, а макиавеллизм – с руководящей должностью и успешным карьерным ростом.

Стоит сказать, что периодически мы все попадаем в одну из этих 3-х крайностей. Люди в целом – самые добрые и одновременно… самые жестокие животные на планете Земля. Когда человека занесло кратковременно – это норм, хуже, когда он этого не замечает. Теряет связь с реальностью и не хочет признавать свои ограничения. Чтобы не сыпать соль на рану, предлагаю перейти в конструктив. Что с этим можно делать? Как не терять связь с реальностью современному руководителю?

Мне пришло в голову 9 пунктов:

  1. Личная долгосрочная психотерапия. Мне очень нравится определение психотерапевта. Это специалист по связям с реальностью. Как клиент с опытом – подтверждаю).
  2. Развитие критического мышления как лекарство от когнитивных искажений. Я иногда, очень любительски с друзьями играю в покер. И порой мне кажется: «Ну все – можно смело ставить, карта что надо». Хотя со стороны на руках «полный хлам». Гораздо выгоднее на длинной дистанции опираться в покере на априорную вероятность, расчет эквити (вероятность выигрыша), анализ соотношения «ставка / банк» (математическое ожидание выигрыша) и доски (открытых карт на столе). Думаю, что не только в покере. Принятие решений с опорой на данные. Хороший способ снизить вероятность когнитивных искажений.
  3. Эмпатия к себе и добрая самоирония.
  4. Развитая система обратной связи в семье, окружении и команде. Если говорить про команду: это анонимные и открытые опросы, система совещаний, регулярные встречи «1:1».
  5. Использование алгоритмов принятия решений в группе. В том числе с использованием «мудрость толпы» по Шуровьески.
  6. Прозрачность на уровне целей, процессов, проектов и задач для компании, команд, ключевых сотрудников.
  7. Оценка и отслеживание реального капасити (англ.“capacity”) —показателя максимальной ёмкости чего-либо. Например, количества задач, которые может одновременно вести и выполнять сотрудник на этой позиции. Количества чатов, которые он может нормально отслеживать.
  8. Рефлексия по итогам завершения проектов, календарного периода, сложных переговоров, конфликта, кризиса и не только. Мне вообще кажется, что ретроспектива проектов важнее их планирования. А вам?
  9. Просто почаще задавать себе вопрос перед зеркалом, когда вы в очередной раз хотите что-то кому-то доказать: «А не мудак ли я?». Это черный юмор, подберите форму для себя подходящую. Может быть: «Возможно я ошибаюсь и не учитываю реальность, ограничения?»

Что из вышеперечисленного пробовали и подходит? Что нравится вам и не указано? Пишите, буду рад почитать ваш опыт.

Подписаться